Социальные ценности

Новая педагогика » Социальные ценности

Страница 1

Понятие "социальный", как правило, тождественно понятию "общественный", понятие "социум" - понятию "общество". Чаще всего понятие "социальный" означает "относящийся к человеку как общественному существу".

Хотя мы не можем "социальное" ощущать также как знакомые нам вещи, - потрогать, увидеть, почувствовать на вкус и т.д., однако оно столь же реально, как Солнце и Земля, камни и деревья, вода и цветы… Каждый из нас знает его по своему собственному опыту, когда вступает в отношения с другими людьми.

Структура социума. Объяснение схемы

Что же такое "Общество", из чего оно состоит?

Рассмотрим схему:

Комментарий к схеме:

1. Родившись, человек уже становится членом общества. Самая первая ячейка общества – семья. Человек живет, растет, общаясь, поддерживая отношения с членами семьи. Именно семья формирует первичный социум, потом развивается ребенок, именно в семье закладываются традиции, нормы морали, отношение к окружающему миру, ребенок их впитывает, воспроизводит, транслирует

2. К 3-м годам круг общения человека расширяется. Он попадает в общество своих ровесников. Он перенимает чужие привычки, учится жить по общим правилам и нормам. Приобщается к коллективным занятиям, обучаясь навыкам, прививаемым воспитателями детского сада. В период с 3 до 6 лет возникает относительно устойчивое соподчинение мотивов, опосредованных образцами деятельности взрослых .

3. Школьные годы – этап становления личности. Подростковый возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности. Именно в этот период проявляется социальная компетентность и формирование гражданской позиции; формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное

решение социальных проблемных ситуаций.

Происходит социализация в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание.

4. Бесстрашные этнографы исследовали джунгли Амазонии и острова Полинезии, а Миклухо-Маклай ездил к папуасам, рискуя пополнить их меню. В результате были открыты архаические общества, в которых до наших дней дожил ископаемый традиционный тип личности. А после этого социологи XX в. на основе наблюдений за детскими дворовыми играми вдруг обнаружили, что разные возрастные группы детей в своей эволюции демонстрируют все этапы развития человечества (все архаические формы поведения, все мифологические типы сознания, все ритуальные игры, инициации и проч. вплоть до людоедства, разве что не физического!). Правда, все это можно увидеть там, где есть дворы. Ребенок, который с годовалого возраста и до шести лет играет во дворе без присмотра родителей, проходит в свернутом виде целый ряд важнейших этапов социопсихического развития, и все они слой за слоем укладываются в нем. В формации личности ребенка все эти формы есть, и за ними не нужно отправляться в Полинезию. В современных многоэтажных микрорайонах, лишенных дворов в обычном понимании этого слова, из детей вышиблен целый ряд укладов, и это трагедия! Если ребенок живет в новых кварталах без дворов, если родители не рискуют выпускать его на улицу, где постоянно происходят какие-то "разборки", если ребенок с самого начала находится под присмотром взрослых сначала в яслях, потом в детсаду, – во всех подобных ситуациях он вырастает социальным инвалидом, и не потому, что воспитательница плохая, а потому что естественная среда, в которой раньше закладывались личностные формации и уклады, разрушена. Ребенок вырастает личностью, в столбце форм которой зияет дыра. Он похож на здание с полом и крышей, подвалом и верхними этажами, но без нескольких нижних или средних.

5. Город – в идеале своем, равновесная составляющая системы, где экономические и формообразующие (градостроительные) категории имеют равную значимость. В городе формируются и концентрируются все инструменты управления макросистемой. Город, как среда обитания, безусловно, оказывает влияние на человека. Вот, например, как говорят петербуржцы: "Частично утраченные традиции и ответственность нуждаются в возрождении. И возникшая инициатива санкт-петербургского гражданства, опираясь на твердое духовное основание, заложенное нашими предками, должна привести к той гармонии между человеком и средой его обитания, человеком и социумом, что и является бытием реальным, самоценным и достойным славы великого города".

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Говорение как деятельность
Говорение – это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки. Говорение является всегда мотивированным процессом. Человек, как правило, говорит потом ...

Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...

Цель, задачи экспериментального исследования
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru