Социальные ценности

Новая педагогика » Социальные ценности

Страница 1

Понятие "социальный", как правило, тождественно понятию "общественный", понятие "социум" - понятию "общество". Чаще всего понятие "социальный" означает "относящийся к человеку как общественному существу".

Хотя мы не можем "социальное" ощущать также как знакомые нам вещи, - потрогать, увидеть, почувствовать на вкус и т.д., однако оно столь же реально, как Солнце и Земля, камни и деревья, вода и цветы… Каждый из нас знает его по своему собственному опыту, когда вступает в отношения с другими людьми.

Структура социума. Объяснение схемы

Что же такое "Общество", из чего оно состоит?

Рассмотрим схему:

Комментарий к схеме:

1. Родившись, человек уже становится членом общества. Самая первая ячейка общества – семья. Человек живет, растет, общаясь, поддерживая отношения с членами семьи. Именно семья формирует первичный социум, потом развивается ребенок, именно в семье закладываются традиции, нормы морали, отношение к окружающему миру, ребенок их впитывает, воспроизводит, транслирует

2. К 3-м годам круг общения человека расширяется. Он попадает в общество своих ровесников. Он перенимает чужие привычки, учится жить по общим правилам и нормам. Приобщается к коллективным занятиям, обучаясь навыкам, прививаемым воспитателями детского сада. В период с 3 до 6 лет возникает относительно устойчивое соподчинение мотивов, опосредованных образцами деятельности взрослых .

3. Школьные годы – этап становления личности. Подростковый возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности. Именно в этот период проявляется социальная компетентность и формирование гражданской позиции; формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное

решение социальных проблемных ситуаций.

Происходит социализация в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание.

4. Бесстрашные этнографы исследовали джунгли Амазонии и острова Полинезии, а Миклухо-Маклай ездил к папуасам, рискуя пополнить их меню. В результате были открыты архаические общества, в которых до наших дней дожил ископаемый традиционный тип личности. А после этого социологи XX в. на основе наблюдений за детскими дворовыми играми вдруг обнаружили, что разные возрастные группы детей в своей эволюции демонстрируют все этапы развития человечества (все архаические формы поведения, все мифологические типы сознания, все ритуальные игры, инициации и проч. вплоть до людоедства, разве что не физического!). Правда, все это можно увидеть там, где есть дворы. Ребенок, который с годовалого возраста и до шести лет играет во дворе без присмотра родителей, проходит в свернутом виде целый ряд важнейших этапов социопсихического развития, и все они слой за слоем укладываются в нем. В формации личности ребенка все эти формы есть, и за ними не нужно отправляться в Полинезию. В современных многоэтажных микрорайонах, лишенных дворов в обычном понимании этого слова, из детей вышиблен целый ряд укладов, и это трагедия! Если ребенок живет в новых кварталах без дворов, если родители не рискуют выпускать его на улицу, где постоянно происходят какие-то "разборки", если ребенок с самого начала находится под присмотром взрослых сначала в яслях, потом в детсаду, – во всех подобных ситуациях он вырастает социальным инвалидом, и не потому, что воспитательница плохая, а потому что естественная среда, в которой раньше закладывались личностные формации и уклады, разрушена. Ребенок вырастает личностью, в столбце форм которой зияет дыра. Он похож на здание с полом и крышей, подвалом и верхними этажами, но без нескольких нижних или средних.

5. Город – в идеале своем, равновесная составляющая системы, где экономические и формообразующие (градостроительные) категории имеют равную значимость. В городе формируются и концентрируются все инструменты управления макросистемой. Город, как среда обитания, безусловно, оказывает влияние на человека. Вот, например, как говорят петербуржцы: "Частично утраченные традиции и ответственность нуждаются в возрождении. И возникшая инициатива санкт-петербургского гражданства, опираясь на твердое духовное основание, заложенное нашими предками, должна привести к той гармонии между человеком и средой его обитания, человеком и социумом, что и является бытием реальным, самоценным и достойным славы великого города".

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru