Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы

Новая педагогика » Роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы

Страница 2

Также Ушинский показал на примере старого учителя Филиппа Львовича, как проводится опрос и выставление баллов учащимися.

Учитель "сидел на кафедре и спрашивал у учеников заданный им урок. Учеников было около шестидесяти. Учитель подзывал к себе по два или по три зараз. Вслед за ответившими выходили другие, и это продолжалось в течении целого урока. Ответив урок, ученик уходил на свое место, учитель выставлял на списке, который он держал в руках, цифры от 0 до 5 рядом с каждой фамилией каждого ученика. Некоторых за леность Филипп Львович ставил на колена в углу зала". За лучшие ответы учеников сажали на почетные места, а за плохие ответы посылали в самую отдаленную часть "Сибири", то есть в один из задних углов класса, под карту Северной Азии.

"Без баллов нет и дисциплины. Это почти единственный способ побеждать непокорность и неизбежную лень", - говорил Ушинский. Иначе говоря, проверка и баллы являет собою сильно действующее средство стимулирования учеников. Учителя, по мнению педагога, "совершенно бы растерялись без единицы и пятерки, а воспитанники не знали бы границ своей ености".

Об этом говорят и такие приведенные факты: для того, чтобы избежать единиц и нулей, весь класс сговаривался не приготавливать урок, а не выполнившие задания, как правило, в школу не являлись, чтобы не получать плохой отметки, и тем самым самые ленивые ученики умудрялись получать общий балл 3 вместо 1. Накануне праздника дети на уроке шумели. Были не внимательны, поэтому в этот день запрещались наказания за "дурные баллы".

Если же учитель не ставил оценку, то ученики заявляли: "Зачем я буду внимателен. Если вы нам баллов не ставите. Вчера я надеялся получить четыре, а вы меня даже не спросили"

Директор гимназии заявил, что без баллов ученики совсем не будут заниматься. И действительно, попытка не ставить баллы привела к тому, что ученики стали приходить на занятия неподготовленными, а на уроке были невнимательными и шалили.

Вывод: таким образом, стимулирующее воздействие на учеников проверка знаний и отметки баллами является основным условием сохранения балльной системы, которая внушает учащимся полезный страх, поддерживает их внимание.

Критика баллов связанного с ними учебного процесса настолько сильна, убедительна, что с нею не могут согласиться даже ее противники, которые не в состоянии противостоять ей обоснованных убедительных доводов. Безусловно, эта пагубная система должна быть уничтожена. Вопрос заключается в том. Чем ее заменить?

Мы думаем, что уничтожить сразу отметки без предварительного обдумывания и постепенного перехода нельзя. Ни к чему полезному такая отмена привести не может.

К.Д. Ушинский предлагает в качестве предварительной меры сохранить на какой-то период баллы. Затем следует постепенно приступать к обучению без баллов, первоначально в высших и элементарных классах, а позднее и в средних. Рекомендуется баллы в виде цифр навсегда заменить " подробными письменными замечаниями" о поведении и успехах. Их надо исключить как же за поведение и прилежание. Вместо них ввести классные книги для записей заданий и заметок за леность и непослушание учеников. Предлагается для младшеклассников завести книжки для ежемесячной записи: "прилежания, успехов и поведения ученика". В средних и высших классах - журналы для общих выводов один раз в три месяца.

А вот в качестве наказаний Ушинский рекомендовал принять штрафные уроки и сажать провинившихся под арест. Советует также установить специальные экзамены. Право наказывать в основном предоставляется учителю.

Мы думаем, что возможно в дальнейшем отметки будут отменены и это не повлияет на учебную деятельность школьников, но на данный момент этот вопрос не предусмотрен системой образования.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Анализ девиантного поведения школьников школ Центрального района
Изначально, мы выявляли не только сущность девиации, но и особенности ценностных ориентаций и нормативных установок школьников. Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообщ ...

Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться ...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка знаний и умений учащихся - это процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения знаниями с эталонными представлениями описанными в учебной программе. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru