Роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников

Новая педагогика » Роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников

"…Я стремился к тому, чтобы ребенок трудился не для получения отметки, а из желания пережить волнующее интеллектуальное чувство…" (В.А. Сухомлинский).

Вот уже более двух с половиной столетий в нашей стране пользуются в школах отметками. А нужны ли они в школе?

Однажды Дмитрий Борисович Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как афоризм: "Отметка - есть нацеленная в лоб ребенку винтовка". А Василий Александрович Сухомлинский писал: " Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками - этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками. И несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником"

Но ведь большинство из нас уверены в том, что отметки создают мотив учения: "Дети сами хотят отметок!" " - Да, после того, как мы сами их пристрастили к ним, - отвечает Шалва Амонашвили. И еще мы лукавили вот в чем: дети хотят не любых оценок, а только положительные. Лучше всего - пятерок". Как мы видим мнения педагогов расходятся по этому поводу и вопрос остается спорным.

Важным звеном процесса обучения является также контроль - знаний и умений школьников. От того как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию. Многие учителя, методисты ведут большую работу по совершенствованию форм и методов контроля. Эта работа всегда связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного образования. Она отражает те или иные изменения. Которые происходят в системе обучения.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Поэтому, важно, чтобы оценочная деятельность учителя развивала у ребенка автономность, ответственность, ощущение способности самому справляться со своими проблемами. И, как считает Виктор Федорович Шаталов, каждая оценка должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызнать положительную реакцию ученика.

Объект исследования: Учебно-познавательная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: Педагогическая диагностика в начальной школе.

Цель: Выявить роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Рассмотреть сущность цифровой отметки и словесной оценки.

Выявить стимулирующую функцию контроля в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Гипотеза: Так как отметка выполняет стимулирующую функцию в учебно-познавательной деятельности младших школьников, то необходимо использовать различные виды педагогической диагностики.

Методы исследования: наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Этапы исследования: 1 этап: 2011-2012 гг. Теоретический анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи), написание первой главы дипломной работы. 2 этап: 2012-2013 проведение исследовательской работы.


Прочие статьи:

Классификация методов обучения
Сегодня существуют различные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной и деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое. До ...

Краткая характеристика системы обучения Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задача о ...

Общее понятие о личности
Личность - это характеристика человека в целом, она про­является во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н.Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный под­ход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и дея­тельностный. В ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru