Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Существует ряд функций, которые выполняют контроль и оценка:
Социальная - проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки учащихся, является средством и инструментом оповещения общественности о состоянии учебной работы, конкретные конечные результаты.
Образовательная - определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Учитель осуществляет конституцию качества учебного материала; устанавливается динамика успеваемости.
Воспитательная - выражается в формировании положительных мотивов учения, в готовности к самоконтролю, в преодолении тревожности, страха, заниженной самооценки.
Эмоциональная - проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.
Информационная - существует возможность анализа причин, результатов, диагноза, планирования, прогнозирования.
Управленческая - позволяет ученику оценивать свою деятельность, анализировать ее, а учителю - выявить пробелы, недостатки в организации педагогического процесса.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить ошибки в свою деятельности ("Что я делаю не так …", "Что нужно сделать, чтобы…") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамическая и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления учения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности знаний и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам. Операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль - заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля:
ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, догнать материал, исправить полученную ранее отметку;
при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл. А учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
возможность получения более высокой оценки своих знаний.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за 1,2,3 учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Прочие статьи:
Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Многочисленные психологические исследования показывают, что с ...
Понятие открытой системы, ее свойства
В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный.
Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций.
В рамках системного подхода (С.И. Арханг ...
Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в
семье
Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. ...