Стимулирующая функция контроля ЗУНов в учебно-познавательной деятельности младших школьников

Новая педагогика » Роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников » Стимулирующая функция контроля ЗУНов в учебно-познавательной деятельности младших школьников

Страница 1

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Существует ряд функций, которые выполняют контроль и оценка:

Социальная - проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки учащихся, является средством и инструментом оповещения общественности о состоянии учебной работы, конкретные конечные результаты.

Образовательная - определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Учитель осуществляет конституцию качества учебного материала; устанавливается динамика успеваемости.

Воспитательная - выражается в формировании положительных мотивов учения, в готовности к самоконтролю, в преодолении тревожности, страха, заниженной самооценки.

Эмоциональная - проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.

Информационная - существует возможность анализа причин, результатов, диагноза, планирования, прогнозирования.

Управленческая - позволяет ученику оценивать свою деятельность, анализировать ее, а учителю - выявить пробелы, недостатки в организации педагогического процесса.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить ошибки в свою деятельности ("Что я делаю не так …", "Что нужно сделать, чтобы…") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.

Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамическая и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления учения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности знаний и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам. Операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль - заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля:

ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, догнать материал, исправить полученную ранее отметку;

при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл. А учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

возможность получения более высокой оценки своих знаний.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за 1,2,3 учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Характеристика методов и выборки исследования
Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистиче ...

Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
В педагогике наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие "педагогическое мастерство". В словаре русского языка "мастерство" определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер предстает как специали ...

Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru