развивающий дошкольный образовательный психолог
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом.
Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы - игровой, яркий, предметный.
Но С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить не только из возрастных, но и из личностных, т.е. эргономических, антропометрических, физиологических особенностей детей. В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
· Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
· Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· Интеллектуальное развитие;
· Создание условий для развития личности;
· Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
· Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
Для создания предметно-развивающей среды исследователи (Н.Я.Михайленко, Е.Л. Зворыгина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Новоселова, Н. Т. Гринявичене и т.д.) рекомендуют косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через игрушки и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, косвенное воздействие на ребенка может быть сколько угодно разносторонним и длительным.
По мнению Л.С. Новоселовой, предметная среда должна:
· быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
· инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
· учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» через организацию предметной среды;
· обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
· иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;
· обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз–рука»), его росту и предметному миру взрослых.
Прочие статьи:
Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды
в ДОУ
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского, о которой мы уже упоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения пред ...
Методика обучению счету
Усвоение счетной деятельности и в процесс ее развития целого ряда понятий совершается не само собой, а в результате организованного взрослым обучения. В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию с ...
Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического
воспитания
Известно, что любая воспитательная система имеет объект, на который она воздействует. В качестве объекта военно-патриотического воспитания выступают различные группы населения страны. В этой связи рассмотрим специфические особенности молодежи как особой социально-возрастной группы общества. Эта гр ...