Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей

Новая педагогика » Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей

Страница 3

Реабилитационная (воспитательная) работа проводится в три этапа, на которых последовательно решаются следующие задачи.

Первый этап — выявление трудовых устремлений воспитуемых, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации. Актуальность данного этапа обусловлена тем, что отношение несовершеннолетних правонарушителей к трудовой деятельности чаще всего носит противоречивый характер. Примерно 35% из них, как показал опрос, хотят заняться каким-то видом труда (мальчики чаще всего — вождением автотранспорта, а девочки — обслуживанием клиентов), но понимают, что этот труд сегодня им не по силам; другие (около 50%) хотят просто трудиться, т.е. их желание носит "размытый" характер (они мало что знают о видах трудовой деятельности, не знают своих наклонностей и боятся показаться неумелыми). При этом все они не хотят трудиться принудительно — по указке взрослых.

Далее воспитуемым предлагаются на выбор отдельные виды труда — от несложных технологических операций (сборка, комплектация и упаковка детских настольных игр) до сложных и творческих видов деятельности (технический контроль готовой продукции, разработка настольных игр в конструкторском бюро, работа в столярном цехе и др.). Выбор вида труда должен активизировать их трудовую мотивацию.

Второй этап — формирование у воспитуемых предметной трудовой мотивации. После выбора вида труда мастер производства (совместно с психологом или врачем-психотерапевтом) обязаны заниматься повышением заинтересованности воспитуемых в выбранной трудовой деятельности (показывать ее привлекательные стороны, социальную значимость и способность "работника" к ее исполнению).

В СП приоритетное место занимают мастерские по разработке и выпуску (сборке, комплектации и упаковке) детских настольных игр, поступающих в магазины Санкт-Петербурга и других городов РФ (данный вид трудовой деятельности оказался наиболее востребованным воспитуемыми). Социально-педагогическая ценность выбранного ручного труда обусловлена многими факторами. Во-первых, он выполняется коллективно — это сплачивает участников и формирует социальное чувство ответственности. Во-вторых, он технологически несложен, а его конечный продукт (детская настольная игра) интересен исполнителям в личностном плане (это формирует трудовую мотивацию). В-третьих, труд носит характер законченного производственного цикла, товар ориентирован на рынок и пользуется спросом — это позволяет работникам увидеть и оценить собственный трудовой вклад, испытать позитивные чувства удовлетворения и социальной значимости. В-четвертых, хорошая работа материально вознаграждается — работники получают заработную плату и премиальные (это формирует чувство самостоятельности). В-пятых, на работников заводится весь пакет необходимых документов (трудовая книжка, страховой полис, сертификаты и пр.), что создает социальную базу трудоустройства в будущей взрослой жизни.

Третий этап — усиление у воспитуемых трудовой мотивации, приобретение и реализация ими трудовых навыков. На этом этапе перед мастером производства, а также перед психологами и педагогами вечерней школы (все поступающие на работу в СП автоматически зачисляются в вечернюю школу) ставится задача активно помогать воспитанникам приобретать конкретные трудовые навыки и общечеловеческие качества, расширять свои операционально-технические и личностные возможности, чтобы потом продолжить (если появится мотивация) образование в профессиональном учебном заведении.

Важным позитивным фактором соматической реабилитации личности несовершеннолетних правонарушителей является их "полная занятость" и хорошее социально-гигиеническое обеспечение. В СП режим жизнедеятельности включает в себя 5—6-часовой производственный труд (с 10-00 до 15-00 или 16-00 часов), занятия в вечерней школе, физкультурную деятельность или спорт, полноценное трехразовое питание, совместный досуг, качественное медицинское обеспечение (полное медицинское обследование, диспансеризацию, вакцинацию), психологическое сопровождение, проживание в общежитии гостиничного типа (это право предоставляется воспитанникам, которые испытывают дискомфорт дома).

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Понятие о религиозном воспитании
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каж ...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсион ...

Признаки, цели и фукции современного урока изобразительного искусства
Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает обще дидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искус ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru