Применение компьютерных программ на уроках биологии

Новая педагогика » Наглядность как дидактический принцип обучения » Применение компьютерных программ на уроках биологии

Страница 1

В настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.

По яркому замечанию А.В. Осина " . появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно-иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия, в том числе по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их от учебников на бумажных носителях.

Распространенными и заслуживающими доверия являются разработки программного обеспечения для уроков биологии двух фирм: "1С", "Кирилл и Мефодий". Рассмотрим компьютерные разработки для уроков биологии этих и других фирм.

1. Программный продукт "Биология, серия Репетитор" ("1С"). задуман и выполнен как классический электронный учебник (ЭУ). В его основе лежит текст оригинального учебного пособия, снабженный значительным количеством иллюстраций и гиперссылок (выделенное цветом слово, "щелчок мышью" по которому приводит к объяснению данного понятия с помощью текста или иллюстрации). Гиперссылки применены и к иллюстрациям, что позволяет экономить место на экране и не отвлекаться на ненужные подробности.

Иллюстрации представлены не только неподвижными картинками или видеофрагментами, но и "движущимися" схемами, позволяющими наглядно показать ход того или иного процесса.

Эта разработка содержит основной текст, который включает большое количество дополнительной информации, а также содержатся разделы: биография ученых, словарь-справочник, таблицы со справочными сведениями и система электронных тестов.

Очень удобна имеющаяся поисковая система и, кроме того, есть возможность распечатать участок текста на принтере.

Однако, наряду с существующими преимуществами, программа не лишена явных недоработок.

В изложении основного текста часто отсутствует логическая последовательность. Словарь-справочник не заслуживает доверия, так как определения носят часто ненаучный характер.

Вопросы к текстам также не доработаны

Пользоваться данным выпуском рекомендуют в школе под руководством педагога, или как дополнительное пособие, если школьник считает себя в целом готовым к сдаче экзамена.

2. Представляют интерес "Популярные энциклопедии" ("1С"). Это энциклопедии по темам: птицы, подводный мир, хищники, "детеныши и родители", животный мир. Перечисленные электронные средства действительно выполнены как хорошие мультимедийные энциклопедии. Программа отличается легкостью в использовании. Удобство интерфейса выражается, прежде всего, простотой ввода информации. Кроме того, имеется хорошая справочная система.

Здесь следует отметить высокое качество экранного дизайна: легко воспринимаемый и хорошо организованный текст, отсутствие пестроты палитры. Программа обеспечена хорошей наглядностью (мультимедиа, гиперссылки). Данная разработка оставляет приятное впечатление. Применять энциклопедии целесообразно на уроках при изучении многообразия различных таксономических групп животного мира, а также в качестве дополнительного средства при самостоятельной подготовке учащихся.

3. Электронный продукт "Школьный курс биологии" (Фирма "Седьмой волк - мультимедиа") трудно отличить от учебника на бумажном носителе: скорее данный курс представляет собой книгу, которую надо читать с экрана компьютера, что менее удобно для пользователя.

4. Программный продукт по эмбриологии и гистологии человека разработан в НГПУ. Тщательное изучение его позволило прийти к выводу, что он представляет собой электронный слайдовик, содержащий прекрасно выполненные фотографии, механически перенесенные из хорошей книги в электронный вариант. Однако зрительно трудно воспринимаются подписи к рисункам.

На уроке данный продукт можно применять в качестве иллюстрации с объяснениями учителя, но для этого необходимо достаточное количество компьютеров. Пожалуй, рациональнее было бы использовать видеопроектор, чтобы изображение видел каждый школьник.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Из истории развития вопроса
На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опыт ...

Учебник истории в подготовке учителя к уроку. Педагогический замысел и учебник истории
“Важнейшим составным звеном деятельности учителя является предварительное осмысление предстоящей деятельности и её результатов. Это осмысление получило название педагогического замысла. Именно он позволяет дать самый общий, предварительный ответ на вопросы: что делать, для чего делать, как делать? ...

Методика обучению счету
Усвоение счетной деятельности и в процесс ее развития целого ряда понятий совершается не само собой, а в результате организованного взрослым обучения. В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию сч ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru