Формирование морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе

Новая педагогика » Морально-волевая подготовка детей к школе » Формирование морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе

Страница 3

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе должна проходить в хорошо подготовленной развивающей предметно-пространственной среде, т.е созданы такие педагогические условия, организация которых влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. Иными словами, непременное условие ее построения – опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и педагогом.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. Оформление группы, расположение игр, игрушек, книг и пр. должно не только побуждать ребенка проявлять интерес, но становиться его социальным опытом. Крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, есть эмоционального комфорта. Одно из непременных условий создания специальной среды – организация "уголка уединения". Младшие дошкольники, попадая в детский сад из дома, нуждаются в возможности на время "выйти" из коллектива, отдохнуть от него, получить эмоциональную разрядку .

Морально-волевая подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.В. Крайнова и др.).Они определяют содержание морально-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и морально-волевые качества: целеустремленность, ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

По мнению исследователей эти качества обеспечивают:

умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

умение переносить известные способы действий в новые условия.

Чтобы сформировать у детей морально-волевые качества, необходимо определить содержание знаний или задания с учетом наличия в них достаточных трудностей. Справляясь с ними в собственной деятельности, прилагая морально-волевые усилия для достижения результата, ребенок переживает радость успеха, учится быть сосредоточенным, усидчивым, у него формируется привычка к усилию в умственном труде, правильное представление о деятельности учения .

Если же занятие проводится по методике, учитывающей наличие достаточных трудностей для детей, целесообразно сочетает в себе периоды, построенные на занимательности, с периодами, требующими произвольного внимания, то дети работают активно и их деятельность способствует формированию морально-волевых сторон поведения: настойчивости, исполнительности, ответственности, привычки к волевому усилию.

Задачами формирования морально--волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи с познавательными задачами: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Мы понимаем, что важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Общие принципы христианской педагогики
Несколько лет назад на одном из педагогических семинаров зашел разговор об общих принципах христианской педагогики. Это была живая дискуссия, не претендующая на строгость теоретических определений. Но христианская педагогика это не система правил и приемов, а, прежде всего, сам христианский педагог ...

Характеристика учебной деятельности младших школьников. Учебные достижения
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями . Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое стр ...

Влияние раннего христианства на воспитание и обучение
Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления, когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странах более могу ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru