Морально-волевая подготовка детей к школе

Новая педагогика » Морально-волевая подготовка детей к школе

В настоящее время резко изменилась ситуация развития детства. Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает проблему морально-волевой подготовки детей к обучению в школе. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому морально-волевая подготовка детей к обучению в школе является одной из важных составляющих общей подготовки детей к обучению в школе. М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин придерживаются мнения, что наверстать упущенное в дошкольный период в более позднем возрасте трудно, но возможно.

Проблематика морально-волевой подготовки детей к обучению в школе является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К этой проблеме обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович А.В.Запорожец и др.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. А.В. Запорожец отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

В современных научных исследованиях понятие морально-морально-волевого действия трактуется в разных аспектах.

По мнению Д.Б. Эльконина к пониманию предпосылок морально-волевой подготовки к школьному обучению, должно учитываться разнообразие подходов – наличие новообразования закончившегося возрастного периода и начальных форм следующего. Иными словами – речь идет, с одной стороны, о сформированности игровой деятельности, об определенном уровне развития наглядно – образного мышления, общих познавательных мотивов, о соотношении зрительного и смыслового поля, об использовании символических средств; с другой – о портрете непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитием самоконтроля; об отношении ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, т.е. так называемая "позиция школьника", по определению Л.И. Божович .

А.В.Запорожец считает наиболее существенным для формирования морально-волевых качеств превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление морально-морально-волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

Л.С.Выготский считал морально-морально-волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях детей с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане он рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение детей, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути морально-волевого развития. После овладения речью слово становится для детей, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Вместе с тем, хотя в дошкольном возрасте и появляются морально-волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении детей остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Формирование и объективная оценка требуемого уровня морально-волевой подготовки детей к обучению в школе невозможны без активного участия воспитателей, педагогов и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста и способах формирования морально-волевых качеств, таких как:

волевые качества – воля, целеустремленность, упорство, решительность;

моральные качества – добросовестность, честность, коллективизм, доброта.

Однако практическое отсутствие методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе затрудняет педагогам и воспитателям эффективно осуществлять морально-волевую подготовку детей к школе. Современные условия воспитания детей требуют разработанности методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе с учетом социально-экономических условий и особенностей детей.

Актуальность исследования определяется противоречием между практическим отсутствием методик по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе и тем, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе является одной из важных составляющих общей подготовки детей и способствует развитию личности ребенка в целом.

Предмет исследования: морально-волевая подготовка детей к обучению в школе.

Объект исследования: процесс морально-волевой подготовки детей к школе.

Цель исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме морально-волевой подготовке детей к обучению в школе и разработать и апробировать программу занятий по морально-волевой подготовке детей к школе.

Задачи исследования:

сделать теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной морально-волевой подготовки ребенка к обучению школе;

выявить сущность понятия морально-волевая подготовка к обучению к школе;

определить особенности формирования морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе;

разработать и апробировать программу занятий, направленную на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе;

подготовить рекомендации.

Гипотеза исследования: морально-волевая подготовка детей к обучению в школе будет эффективной, и тем самым будет способствовать развитию личности в целом если:

учитывать психолого-педагогические особенности детей;

применять при проведении программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей

организовать активное участие родителей в мероприятиях по морально-волевой подготовке детей к школе;

Методы исследования: анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической литературы; тестирование, наблюдение, опрос; математическая обработка и интерпретация результатов.

Методологическую основу исследования составляют труды и научные разработки таких авторов, как Л.И. Божович (Проблемы формирования личности), Л.Р. Болотина (Дошкольная педагогика), Г.Е. Веракса (Развитие ребенка в дошкольном детстве), В.С. Мухина (Возрастная психология), Л.В. Русскова Л.В. (Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду) и др.

База исследования: МДОУ детский сад № 2 "Черемушки", г. Томмот. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать не только при составлении методических указаний по морально-волевой подготовке, но и при личностной и интеллектуальной подготовке детей к обучению в школе.


Прочие статьи:

Влияние прогулки с повышенной нагрузкой на динамику простудной заболеваемости детей дошкольного возраста и их физическую подготовленность
Физическое воспитание в дошкольном возрасте играет очень большую роль, так как в этот период у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неу ...

Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, в ...

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке
1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы после второго урока. 2. В них могут принимать участие все учащиеся, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания. 3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться пси ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru