Система логопедической работы по коррекции нарушения письма

Новая педагогика » Нарушение письма у школьников с задержкой психического развития » Система логопедической работы по коррекции нарушения письма

Страница 1

Нами разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента.

Подробнее остановлюсь на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Работа по развитию фонематического слуха начинается с первого этапа:

І. 1) развития неречевых звуков.

«Определи что звучит» – различать громкость и контрастность звука.

«Услышь звуки» - дифференциация неречевых звуков.

«Знакомые звуки» - упражнять в дифференциации неречевых звуков.

«Маленький музыкант» - узнавать ритмический рисунок слова.

«Найди игрушку» - учить ориентироваться на силу ударов.

2) умения различать тембр и силу голоса.

«Кто тебя позвал» - учить различать тембр и силу голоса.

«Три медведя» - различать реплики по высоте голоса.

«Далеко или близко» - воспроизводить звукокомплексы тихо, громко «ау», «ав - ав», «ку-ка-ре-ку».

«Кто лает?» - воспроизводить звукокомплексы по высоте и силе голоса (щенок, собака).

3) различения слов, близких по составу

«Попугай» - учить различать похожие слова.

«Какое слово лишнее?» - выбирать слово, которое по звуковому составу похоже на остальные.

Моток – каток – поток.

Батон – бутон – бетон.

«Поэт» - выбрать одно слово из тех предложенных, добиваясь рифмы в письме.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).

«Подскажи словечко» - учить детей подбирать слово в рифму.

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук).

Второй этап

ІІ. Развитие ритмической структуры слова.

работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, отстукивание мячом об стол, использование музыкальных инструментов.

Виды работ:

1) сравнение ритмов: / //, // … // /;

2) узнавание ритмов и соотнесение из с определнным ритмическим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, ////;

5) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

6) игра «Телеграф». Передать слово, отстучав его ритмическую структуру.

7) Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:

а) /; //; ///; ////;

б) //; //; ///; ///;

8) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма

9) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко – ко – ко (2 раза) – не ходите далеко.

Третий этап.

ІІІ. Звукоразличение фонем.

1) опознавание фонем на материале звуков. Экспериментатор называет серию звуков, далеких по месту и способу образования и дает инструкцию: «Я буду называть звуки, а ты, если услышишь звук с подними фишку» (з, ш, ж, ч, щ, р, л).

2) опознавание фонем на материале слогов. «Я буду называть слоги, а ты подмими флажок, если услышишь в слове звук ш» (ша – ча, за – жа, са – ша, ца – са, ча – тя, са – ша – са, за – жа – за, ча – тя – ча, ма – са - ша)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Понятие личности
Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия. Существенное значение для педагогики имеет ...

Трудности овладения грамматической стороной речи у школьников на среднем этапе обучения английскому языку
Грамматический навык, как и любой другой, формируется поэтапно. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка: Восприятие (происходит презентация грамматического явления в речи учителя) Имитация (тренировка грамматических явлений в упражнен ...

Сущность социализации
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru