Нами разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента.
Подробнее остановлюсь на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Работа по развитию фонематического слуха начинается с первого этапа:
І. 1) развития неречевых звуков.
«Определи что звучит» – различать громкость и контрастность звука.
«Услышь звуки» - дифференциация неречевых звуков.
«Знакомые звуки» - упражнять в дифференциации неречевых звуков.
«Маленький музыкант» - узнавать ритмический рисунок слова.
«Найди игрушку» - учить ориентироваться на силу ударов.
2) умения различать тембр и силу голоса.
«Кто тебя позвал» - учить различать тембр и силу голоса.
«Три медведя» - различать реплики по высоте голоса.
«Далеко или близко» - воспроизводить звукокомплексы тихо, громко «ау», «ав - ав», «ку-ка-ре-ку».
«Кто лает?» - воспроизводить звукокомплексы по высоте и силе голоса (щенок, собака).
3) различения слов, близких по составу
«Попугай» - учить различать похожие слова.
«Какое слово лишнее?» - выбирать слово, которое по звуковому составу похоже на остальные.
Моток – каток – поток.
Батон – бутон – бетон.
«Поэт» - выбрать одно слово из тех предложенных, добиваясь рифмы в письме.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).
«Подскажи словечко» - учить детей подбирать слово в рифму.
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук).
Второй этап
ІІ. Развитие ритмической структуры слова.
работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, отстукивание мячом об стол, использование музыкальных инструментов.
Виды работ:
1) сравнение ритмов: / //, // … // /;
2) узнавание ритмов и соотнесение из с определнным ритмическим рисунком;
3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, ////;
5) произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
6) игра «Телеграф». Передать слово, отстучав его ритмическую структуру.
7) Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
а) /; //; ///; ////;
б) //; //; ///; ///;
8) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма
9) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко – ко – ко (2 раза) – не ходите далеко.
Третий этап.
ІІІ. Звукоразличение фонем.
1) опознавание фонем на материале звуков. Экспериментатор называет серию звуков, далеких по месту и способу образования и дает инструкцию: «Я буду называть звуки, а ты, если услышишь звук с подними фишку» (з, ш, ж, ч, щ, р, л).
2) опознавание фонем на материале слогов. «Я буду называть слоги, а ты подмими флажок, если услышишь в слове звук ш» (ша – ча, за – жа, са – ша, ца – са, ча – тя, са – ша – са, за – жа – за, ча – тя – ча, ма – са - ша)
Прочие статьи:
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности
младших школьников
Оценка знаний и умений учащихся - это процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения знаниями с эталонными представлениями описанными в учебной программе.
На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются ...
Анализ существующих методик обучения младших
школьников программированию
Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию прог ...
Лингвистические особенности устной и письменной коммуникации
Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи.
Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства.
Пишущий не может использовать жесты, мимику, н ...