Сущность игровых методик

Страница 2

Несмотря на быстрое взросление подростков и переход их в пору юношества игра продолжает обогащать их реальный жизненный опыт. С возрастом потребность в игре не исчезает, а лишь видоизменяется.

В юношеской среде особой популярностью пользуются игры - импровизации, игры - тесты, игры - экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою незаурядность. Предложение педагога изобразить лишь с помощью пластики своего тела, мимики лица и звуков как можно больше предметов и явлений, назвать как можно больше шарообразных предметов или способов применения скрепки и т.п. вызывает живой интерес, а сам процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии и т.п.

Игра для взрослого человека - это не только развлечение, азарт, способ проведения досуга, но и бесконечно серьезные занятия: игра актера на сцене, музыканта на инструменте и т.д.

Между игрой и работой нет большой разницы. Плохая игра - игра без усилий, без активной деятельности, как и плохая работа. Игра доставляет радость творчества, радость победы. Такую радость приносит и хорошая работа.

Даже малое дитя прекрасно знает, что игра - лишь «как будто» взаправду, и в то же время все «понарошку». Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается: она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

Игра обладает психологическими, организационно – методическими преимуществами:

позволяет существенно сократить время для накопления необходимой информации, приобретения тех или иных навыков и умений;

имитирует различные виды социальной деятельности, помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

расширяет сферу контакта личности (с группами людей, с жанрами искусства и т.д.);

является действенным инструментом углубления обучения, сотрудничества, социального диалога.

Игра - метод выздоровления. Так, «прятки» тренируют выживаемость, «жмурки» развивают ориентировку», «прыгалки», «салки» укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Игровая ситуация, основанная на принципе занимательности, вовлекает если не всех присутствующих, то значительную их часть. Любая игра преследует конкретную цель:

развитие речи, повышение культурного уровня личности;

поиск выхода из трудной ситуации;

формирование практических навыков и умений и т.п.

Игровой метод способствует созданию коллектива, воспитывает чувство ответственности у каждого участника игры, так как успех часто зависит от согласованности командных действий. Коллективная деятельность порождает соревнование, а это способствует развитию творческого мышления. Любая игра - это проба собственных сил человека.

Игре присущи самые различные функции:

игра - полезна как упражнения различного рода эксперимент;

игра - отдых, удовлетворение бессознательных влечений, форма моделирования человеческих отношений;

игра - разрядка, средство психологической компенсации, способ радостного обучения, форма гуманизации труда;

игра - коммуникативная деятельность конкурентного типа, в которой каждый из игроков свободен и независимо ищет оптимальные решения. Это делает игру наилучшей формой взаимодействия. В игре каждый участник полностью использует свой потенциал, в то время как правила игры позволяют гарантировать устойчивость и сохранность целого. Игра объединяет разрозненных участников в команду.

Игра включает в себя неопределенность, риск, возможность проигрыша. Результат игры не может быть известен заранее. С точки зрения того целого, к которому принадлежат играющие, не имеет значения, кто именно победит в игре. Важно, чтобы в ней с максимальной полнотой были выявлены воля к победе, честность, мастерство и благородство.

Игровое соревнование, преодолевая заданность, отчужденность, серьезность, выражает универсальное стремление человека к свободе и развитию своих сущностных сил, самореализации.

Игра - спутница жизни. Она доступна всем без исключения, так как:

является средством дипломатии, помогает установить контакт между людьми;

включает замкнутых и застенчивых людей разных национальностей. Язык игры интернационален;

обладает психологическими и организационно - методическими преимуществами по сравнению с другими методами досуговой деятельности;

позволяет существенно сократить время накопления необходимой информации, приобретения тех или иных навыков и умений;

является средством имитации различных видов социальной деятельности;

расширяет сферу контакта личности с группами людей, с жанрами искусства.

Таким образом, игра является действенным инструментом углубления общения, сотрудничества, социального диалога.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Характеристика средств профессионально-педагогического общения
Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого пр ...

Характеристика словесной оценки
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценки словесной или оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее с ...

Характеристика методов обучения
Рассказ. Рассказ это изложение учебного материала в виде монолога в повествовательной либо описательной форме. Рассказ используется на протяжении всего обучения, меняется лишь его стиль и объем. Как метод обучения рассказ должен соответствовать определенным требованиям: содержать актуальную информ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru