Основы патриотического воспитания дошкольников

Новая педагогика » Знакомство дошкольников с родословной » Основы патриотического воспитания дошкольников

Страница 1

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социалистическое содержание. Любовь к родной земле сочетается с преданностью социалистическому строю. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

Сложное, многогранное чувство патриотизма под влиянием окружающей жизни и воспитания формируется постепенно. Аксиоматично сегодня звучит мысль о том, что всё начинается с детства. С детства начинается и воспитание любви к Родине.

Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое. Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определённых знаний о ней. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами коммунистического воспитания, а также с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием решения задачи воспитания патриотических чувств. Но в процессе воспитания, в процессе ознакомления с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: им предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чём расскажет или прочтёт воспитатель.

Принято считать, что формирование патриотических чувств происходит в такой последовательности: сначала следует воспитывать любовь к родителям, родному дому, затем к детскому саду, улице, городу и наконец к стране. Мы с ранних лет учим ребёнка любить родителей, заботиться о них, помогать им. Это благородное чувство рождает привязанность, преданность дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним. Это очень важно для становления личности ребёнка, для ощущения защищенности, эмоционального благополучия, т. е. для появления всех тех чувств, которые составляют основу любви к Родине. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине.

Успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств.

Для формирования патриотических чувств необходим определённый уровень развития общения ребёнка. Анализируя данные по развитию ребёнка впервые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребёнка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей (в том числе и общественной) жизни, о нормах человеческого общения. К 5 годам происходит отмечаемал Л. С. Выготским «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящён ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Развитие дифференцированного обучения позволило выделить категорию детей, стойко не успевающих в массовой школе, но не имеющих выраженных нарушений анализаторов и существенно отличающихся от детей УО (умственная отсталость). По отношению к этой категории и употребляется термин «задержка психическо ...

Влияние прогулки с повышенной нагрузкой на динамику простудной заболеваемости детей дошкольного возраста и их физическую подготовленность
Физическое воспитание в дошкольном возрасте играет очень большую роль, так как в этот период у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него н ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru