Способы учета темперамента

Страница 1

1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия – даем дополнительное время и т.д. Подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «оранжерейный» тип, приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности к окружающему миру и не может быть единственной, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.

Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Именно такая тактика «маскирует» темперамент, но она дает возможность действовать только в типичных обстоятельствах. В экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в чистом виде.

3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.

Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но в то же время она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Нет, тревожность может быть и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности, что обеспечивает им достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность и т.д.), самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.

4. Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности.

Например, для снижения высокого уровня школьной тревожности иногда эффективен не путь развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации успеха в общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка.

5. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.

6. Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста должна занять тактика опоры на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности поведения ребенка.

На основе свойств темперамента происходит регуляция уровня возбуждения, отбор соответствующих раздражителей, адекватных данному механизму усиления или подавления стимуляции, позволяющему сохранить оптимальный уровень возбуждения. Это проявляется в том, что ребенок с высоким напряжением функции развития сам стремится к новым раздражителям, к ситуациям, богатым свежими впечатлениями, усиливает стимуляцию, а другой, наоборот, подавляет. Этот тип саморегуляции дает возможность вырабатывать индивидуально-типологические стили, с которыми нужно считаться на практике.

7. Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер.

Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления. Например, воспитатель прекрасно знает о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить. Или, например, предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка, предоставив ему дополнительное время для завершения его деятельности. Это тактика обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные обучающие программы.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Работа педагога-организатора с семьей подростка
Работа педагога-организатора имеет большое значение для воспитания мальчика-подростка, т.к. он организует их досуг, помогает подросткам выявить свои способности, интересы, склонности и развить их в секциях, кружках, клубах, спортивных обществах. Не менее важна работа педагога-организатора с семье ...

Понятие сказки и ее виды
В фольклористике существует два «типа» определения сказки как жанра. Первый «тип» представлен определением .М.Соколова: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». На наш взгляд, это оп ...

Понятие, сущность, характеристика методов и приёмов, используемых в обучении иностранным языкам
В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность в понимании данног ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru