Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей

Новая педагогика » Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке » Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей

Страница 1

Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей как учителя, так и ученика проявляется и в индивидуальном стиле общения, и в способе познавания и отношения к действительности, и в особой атмосфере, складывающейся вокруг каждого из них. Этот уровень также может быть теоретически «разъят» на части, которые можно зафиксировать в психологических тестовых параметрах. Но при подготовке молодого учителя к встрече с индивидуальностью другого не хотелось бы загружать его сознание «бланками на психологический анализ». Размышления о многомерности интегральной индивидуальности должны побудить лишь к пристальному вниманию к «жизненным Проявлениям» индивидуальности (как называл их Б.М. Тенлов) тем проявлениям, из которых соткана музыкально-педагогическая реальность.

Так, неуловимо, но, безусловно, проявляет себя индивидуальность в типе исполнительского интонирования или интонационного «наклонения» в психомоторных индивидуальных штрихах, в излюбленных выразительных стереотипах, которые и создают особое интонационное поле индивидуальности. Этот феномен, вероятно, проявляется и в таких почти неконтролируемых сознанием манифестациях индивидуальности, как интонации голоса, манера движений или почерка, - особо выпукло, как сквозь увеличительное стекло, проявляющихся в музыкальных акциях субъекта. Это отмечалось в музыкально-образовательной практике многими музыкантами-педагогами.

Итак, имея ввиду многомерность интегральной индивидуальности (то есть индивидуальности, сплетенной из многих уровней и подуровней, в числе которых 3 основных: организмический, психологический и социальный), мы можем выделить основные аспекты индивидуальных особенностей, проявляющиеся в музыкальной деятельности:

индивидуальный стиль психомоторики учащегося-музыканта и способа регуляции движений;

индивидуальный стиль протекания музыкально-познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы;

индивидуальный стиль общения, - побуждающие к формированию индивидуального стиля музыкальной деятельности.

Индивидуальные особенности человека, вступающего во взаимодействие с музыкой или искусством вообще (как учащегося, так и учителя), могут быть зафиксированы при помощи и в процессе его восприятия и исполнения. Они проявляются в особой «пристрастности сознания» к определенным темам и фабулам образного развития, то есть в содержательном аспекте восприятия искусства, и в особой «ритмике» или пульсации перцептивных и познавательных процессов, то есть в формально-динамическом аспекте освоения искусства (в музыке это слышимо и видимо в исполнительских движениях музыканта, в избирательном «прилипании» слухом к сходным интонационно-процессуальным структурам - эмоционально-двигательном резонансе). Все вместе данные аспекты и создают индивидуальный стиль деятельности и сознания или интонационное поле индивидуальности.

Научиться «читать человека как книгу» довольно трудно и не всегда этично, но принимать во внимание индивидуально-психологические особенности своего ученика с «поправкой» на собственные черты индивидуальности для профессионализма педагога просто необходимо. Как уже отмечалось, в трудах К.Г. Юнга было предложено понятие архетип, которое в нашей интерпретации может служить Ориентиром для понимания и описания как целостного индивидуального стиля музыкального сознания и деятельности, так и частных психологических особенностей человека: стиля психомоторики музыканта, стиля общения и познания. Понятие архетип способно охватить как содержательную, так и формально-динамическую сторону индивидуальных особенностей музыкального сознания человека, отражая индивидуальную энергетическую пульсациюю

Говоря об индивидуальных особенностях учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе, нельзя не вспомнить о возрастных и тендерных (половой идентификации в сознании индивида) особенностях, которые тоже «оживляют» учебную реальность. Психолог П.С. Лейтес писал о возможности своеобразного «сложения», либо «вычитания» возрастного и индивидуально-типологического.

Итак, при выявлении индивидуальных особенностей, проявляющихся как у состоявшихся личностей, Мастеров, так и у начинающих музыкантов, учащихся и любителей, при этом влияющих на «тип» взаимодействия с искусством, возникает сложность разделения двух классов признаков: первый класс - предопределенные особенности, такие как возрастные, половые, образовательные; второй класс индивидуально-типологические, связанные со смысловым устройством сознания индивида, детерминация которых скрыта в глубинах бессознательного человека. Те и другие признаки, складываясь и вычитаясь, умножаясь и компенсируясь, и создают тот неповторимый целостный облик индивидуальности, который есть ее индивидуальный стиль и «крест».

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Презентация, как средство обучения
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательным ...

Достоинства и недостатки тестов
Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки. Приведем некоторые из них, которые выделяют А.В. Конышева и Е.А. Маслыко: "Преимущества тестов заключаются в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний. Также преимуществом групповы ...

Виды ориентировки на слово
С.Н. Карпова отмечает: «в основе сдвигов ориентировки ребенка на предметный мир и на речевую действительность лежит расширение и усложнение круга общения ребенка со взрослым по поводу новых видов деятельности, и прежде всего ведущей - совместной со взрослыми деятельности по усвоению предметов как ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru