Результативность опыта

Страница 6

«Организация предметно-развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста с целью всестороннего воспитания и развития»

Центры развития

Материалы и

оборудование

Игровой центр

1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).

Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).

Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.

Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.

Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками — дверные звонки; выключатели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.

Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.

Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.

Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.

Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.

2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе — фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе — неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе — мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).

Литературный

центр

1). Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:

Младший и средний дошкольный возраст

1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.

2. Произведения поэтов и писателей России.

3. Литературные сказки.

4. Русские народные и сказки народов мира.

5. Небылицы.

6. Басни (со средней группой).

7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.

Старший дошкольный возраст (дополнительно к указанным выше)

1.Иллюстрированные сборники сказок, книжки-малышки с хорошими рисунками и текстами из двух-трех строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страничку.

2.Любые занимательные азбуки.

3.Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки.

2). Книги, любимые детьми этой группы.

3). Сезонная литература.

4). Обменный фонд (для выдачи на дом).

5). Детские журналы (старшая группа).

6). Детские рисунки.

7). Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).

8). Увлечения детей (открытки, календарики).

9). Портреты писателей: А.Барто, А.С. Пушкина, Л.Толстой

Центр театральной деятельности

Театрализованная деятельность

1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

2. Кукольный театр.

3. Театр из игрушек-самоделок.

4. Театр резиновых игрушек.

5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

6. Клубковый театр.

7. Театр марионеток.

8. Плоскостной театр.

9. Теневой театр.

10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).

Центр науки

- центр речевого творчества

- Центр занимательной математики (игротека)

Игры и оборудование для развития речи:

1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5x10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); кусочек мягкой ткани (байки, фланель); воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или целлофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет); крупу (гречневую или перловую); чешуйки от шишки.

2.Коллаж - лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

3. Настольно-печатные игры.

4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).

- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

Для детей 3—4 лет

1. Игра «Чудесный мешочек».

2. Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам (например, в большую корзинку — большие мячи; в красную коробку — красные кубики).

3. Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом, квадратом, затем снова кругом).

4. Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.

5. Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).

6. Геометрическая мозаика.

7. Две-три матрешки.

8. Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.

9. Предметы одежды разного размера и назначения (оденем большую и маленькую куклу).

10. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).

11. Игры с алгоритмами — заданной последовательностью действий

Для детей 4—5 лет

1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».

2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку».

3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.

5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).

7. Альбомы с образцами логических упражнений.

Для детей 5—7 лет

1. Игры «Головоломки Пифагора», «Кирпичики».

2. Трафареты, линейки.

3. Игры «Петнамино», «Забавные мячи».

4. Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»).

5. Игры с цифрами, монетами.

6. Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. (Игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы).

7. Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

8. Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

9. Календарь, модель календаря.

10. Игры для развития логического мышления.

Центр природы и опытнической деятельности

1. Комнатные (цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек») и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).

2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т.д.)

3. Календарь природы

4. Картины - пейзажи по времени года;

5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов;

6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т.д.

7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.

8. Сита и воронки.

9. Соломки для коктейля.

10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок)

11. Разные виды бумаги.

12.Карточки-схемы проведения экспериментов.

13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка), от имени которых моделируются проблемные ситуации.

Центр строительно-конструктивных игр

1.Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

2. Образцы построек и поделок.

3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.

4. Палочки.

5. Наборы для моделирования

Центр семьи

1. Семейные и групповые альбомы.

2. Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровождаемые именами и датами рождения.

Центр искусства

Оборудование для ИЗО:

1. Полочка с произведениями искусства

2. Трафареты, лекала, геометрические формы

3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры

4.Белая и цветная бумага

5. Ножницы

6.Пластилин, салфетки

Центр физической культуры

1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр. – спортивный зал)

2. Картотека подвижных игр.

Центр гигиены

1.Уголок дежурного: салфетки, фартуки.

2. Трельяж: с предметами-заместителями: расчески, флаконы духов, пузырьки, баночки из-под крема, губные помады и т.д.

3. Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами):

трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.

Центр уединения

Комфортное, тихое место

«Полочка красоты»

Полочка, стул

Цветок / картина

Центр музыкального развития

1.Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т.д.); народные игрушки;

2.Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.

«Магазин»

Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами»: сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.

«Парикмахерская»

Трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.

«Спальня»

Кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало - 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.

«Кухня»

Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из папье-маше),

«Прачечная»

Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье

«Больница»

Кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.

Настенный групповой материал

1. Плакаты типа «Семь - Я», стенды для демонстрации детского творчества и пр.

Уголок именинника

Оформляется в свободной форме.

Уголок коллекций

- Камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари.

Уголок космоса, планетарий

Старшая и подготовительная группы:

Украшается моделями Луны, Солнца и планет, звездной картой; подбор дидактических игр и пособий, «Картотека созвездий», «Собери созвездие», «Солнце и планеты».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число): сложность представляется ...

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
В данном разделе получили отражение как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры, дидактические особенности которых были рассмотрены в предыдущем разделе. Сюда не включены те игры, которые уже получили распространение в образовательной практике и достаточно полно отражены в литературе. Кр ...

Эмоциональный барьер при общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка. Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru