Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность подростка благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей. Следовательно, приобщение к искусству важно не само по себе, а в качестве предпосылки одного из мощных средств воздействия на становление и развитие личности.
Специфическая роль искусства в формировании мировоззрения отмечалась Л.С. Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку искусство – своеобразная модель человеческой культуры, концентрированное выражение идеала эпохи, то приобщение к художественным ценностям способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты. И это последнее особенно важным представляется в подростковом возрасте, когда на первый план выступает потребность в практическом действии.
С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности. У ребят обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая музыка по их мнению лучше и т.д. так у детей появляется потребность в приобщении к искусству.
Развитие потребностно - мотивационной сферы в области формирования творческой личности учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.
Что для подростка искусство? Прежде всего, искусство – исключительное средство самовыражения: оно способствует таким образом самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому же эстетическое созерцание – один из видов бескорыстно деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться «над собой» и открывает ему некий абсолют.
Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например в знаниях или движениях. Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляют молодого человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ни истины вне эстетики.
Примат художественных ценностей, как представляется, соответствует определенному моменту онтогенеза. Следы его можно заметить даже у самых прозаичных натур. В случае же его гипертрофированности, он порождает менталитет эстета или сноба. Однако если реальные способности подкрепляют осознание прекрасного и стимулируют новый взрыв творческого начала, которое бурлило уже у ребенка, расцветают юношеские произведения, которые, не достигая полноты шедевра, позволяют художнику открыть основные темы своего вдохновения через идеализированное отображения его «я».
Прочие статьи:
Учебник истории в подготовке учителя к уроку. Педагогический замысел и учебник истории
“Важнейшим составным звеном деятельности учителя является предварительное осмысление предстоящей деятельности и её результатов. Это осмысление получило название педагогического замысла. Именно он позволяет дать самый общий, предварительный ответ на вопросы: что делать, для чего делать, как делать? ...
Современная практика школ М. Монтессори
Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фести ...
Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы дете ...