Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания

Страница 2

Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Восхождение человека не только по ступеням времени, но и по ступеням социального становления стремительно. При этом важно помнить, что восхождение в пору юности сопровождается не только благотворными порывами души, но и максимализмом, конформизмом, критиканством. Молодые люди, страдающие этими пороками, особенно трудно приживаются в воинском коллективе. Это обусловлено самой сущностью и характером ратного труда, мерилом успеха которого является совместная деятельность всех ради достижения общей цели. Противодействуя конформизму, важно формировать ответственность. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была бы с интересом и благодарностью воспринята бывает трудным и довольно тонким делом. Молодежь исключительно взыскательна к информации: она требует глубины анализа, размышлений, не приемлет избитых истин.

В системе социальных ценностей юношества большое место занимает ориентация на предстоящую воинскую службу. Уже сама необходимость расстаться с привычной жизнью, влиться в новый коллектив, подчиненный строгим уставным требованиям, скорректировать свои планы на будущее не может не вызывать изменений не только в сознании, но и в поведении молодого человека. Это не может пройти для него бесследно и не вызвать нарушения межличностных связей. Предстоящее расставание с родителями, близкими, друзьями вызывает, хотя разные по своей силе, но достаточно серьезные переживания. Определенная озабоченность появляется перед необходимостью подчинения воле другого человека - командира, армейскому укладу, предписаниям воинской дисциплины.

По данным социологического исследования, проведенного среди призывной молодежи городов Москвы, Калуги и Ростова-на-Дону, 47% призывников на первом году службы тяжело переносят разлуку с родными, 29% встретились со значительным трудностями во время адаптации в коллективе, 26,5% опрошенных заявили, что они болезненно реагировали на строгую регламентацию армейской жизни.

Результаты того же исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство молодежи (94%) оказалось неподготовленным к обслуживанию самих себя в бытовой сфере (неумение подшить подворотничок, отсутствие навыков для осуществления хозяйственных работ - мытье полов, уборка помещений и так далее). По мнению опрошенных офицеров, только около 24% призывников психологически готовы к службе.

Во многих случаях это является последствием излишне заботливой, чрезмерно снисходительной родительской опеки, которая рождает боязнь и растерянность юношей перед трудностями, неспособность самостоятельно принимать ответственные решения. Вот почему важно так поставить военно-патриотическую работу, чтобы каждое мероприятие, направленное на формирование у юношества оборонного сознания, преследовало бы и цели выработки у молодых людей иммунитета к трудностям.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что российскую молодежь как объект военно-патриотического воспитания, на мой взгляд, следует рассматривать в двух тесных взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как социальную группу, а также представителей различных национальностей, которым присущи общие социальные черты, унаследованные от социалистического общества. В то же время ряд социологических исследований показывает различные уровни корреляционных связей между социальным, национальным положением юношей и их ориентацией на профессию офицера, различные виды Вооруженных Сил и рода войск, степенью морально-политической и психологической готовности к перенесению трудностей воинской службы, поведением в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки. Во-вторых, молодежь можно рассматривать как особую возрастную группу с присущими ей специфическими социально-психологическими качествами. В возрастной группе от 10 до 14 лет происходит процесс выработки отношения к защите Родины, понимание ее необходимости. Для этого возраста характерно высокое эмоциональное восприятие внешней стороны героического поведения старших поколений. В этот период молодежь склонна к подражанию действиям старших, воспринимаемых ими как в реальной жизни, так и в виде художественных образов отражаемых в литературе, кино, искусстве. Ее внимание сосредоточивается на наиболее ярких, доступных для понимания сторонах человеческого поведения. Большое место при этом занимает игровой момент. Далее стоят более сложные стадии физиологического, психологического и социального развития, рассмотренные нами выше. Все это позволяет выделить следующие социально-демографические группы молодежи или конкретные объекты воздействия всей системы военно-патриотического воспитания: первая - молодежь в возрасте от 15 до 18 лет; вторая - молодежь в возрасте от 19 до 21 года; третья - молодежь в возрасте от 22 до 30 лет.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебры ...

Этапы проведения профориентации
Первый этап - информационный. Прежде чем выбрать профессию, абитуриенты должны получить максимум информации о профессиях, их сути, статусе на рынке труда, уровнях образования, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения. Информационно-справочные, просветительские методы: професс ...

Психологические особенности дошкольного образования
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей. В дошкольном возрасте игра становится веду ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru