Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии

Страница 1

Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими принципами оценки его результативности, способствует выработке единых, конкретных показателей, по которым можно с наибольшей степенью вероятности судить об оптимальности функционирования рассматриваемой системы. Это тем более важно, что специальных работ, посвященных анализу данной проблемы, до сих пор нет.

Зачастую эффективность военно-патриотического воспитания определяется только по результатам подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, что в значительной степени искажает общую картину, деформирует ее, ибо из «зоны эффективности» исключается такой важный элемент как воинская служба. Часто результативность воздействия на формирование оборонного, героико-патриотического сознания юношества, привитие ему необходимых качеств вооруженного защитника Отечества устанавливается по ведомственному признаку, то есть определяется результативность усилий какого-либо одного субъекта воспитания. Более того, во многих случаях об эффективности системы судят по успешно проведенным, хотя важным, но эпизодическим мероприятиям или масштабным военно-патриотическим кампаниям. Такое смещение или подмена одного понятия другим отнюдь не способствует улучшению воспитательного процесса, в значительной мере затрудняет оценку результативности, а, следовательно, и совершенствование в перспективе.

Известно, что система военно-патриотического воспитания представляет собой сложноорганизованное образование, состоящее из ряда подсистем, и может оцениваться:

по результатам отдельных военно-патриотических мероприятий;

по действенности данной, конкретной подсистемы;

по эффективности управления всей системой и ее составными частями.

Рассматривая содержательную сторону эффективности военно-патриотического воспитания, важно иметь в виду, что все слагаемые системы находятся в диалектическом единстве, взаимообусловливают друг друга. Как и в любом виде деятельности, эффективность каждой подсистемы военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами. Правильно сформулированная цель способствует исключению стихийности и волевых решений в системе военно-патриотического воспитания. Она рождает перспективу, придает воспитательному процессу планомерный, осознанный характер. И наоборот, неправильно поставленная цель обрекает различные органы воспитания на топтание на месте, слепой подбор эпизодических, стихийных мероприятий, выработку решений «пожарного» порядка, бессистемность, а в итоге приводит к нежелательным результатам.

Рассмотрим вышеперечисленные подсистемы подробнее. Итак, результативность отдельных военно-патриотических мероприятий. Повседневная воспитательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы каждый раз достигалась конкретная цель - получение молодыми людьми определенной социальной информации, на основе которой формировались бы необходимые качества (умения) для защиты Родины. При этом воспитание должно быть таковым, чтобы можно было обеспечить переход на более высокие ступени совершенствования личности. Если будет достигаться каждый раз эта цель, то будет решаться шаг за шагом и более сложная задача - достижение общих социальных целей.

Отдельное военно-патриотическое мероприятие само по себе не может сразу же, сиюминутно сформировать у личности нужные для вооруженного защитника своей страны качества. Его цель заключается, главным образом, в создании платформы для зарождения или дальнейшего совершенствования этих качеств. Поэтому, оценивая эффективность отдельных мероприятий, надо подходить к ним именно с этих позиций. Здесь непосредственный результат может быть выражен в интересе молодых людей к той или иной информации военно-патриотического характера, тем или иным навыкам и умениям, которые они получают на данном конкретном мероприятии, в положительных или, наоборот отрицательных суждениях и высказываниях о нем, в проявлении инициативы в предстоящей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками: 1) философией; 2) психологией; 3) школьной гигиеной; 4) социологией; 5) фольклористикой и этнографией. Философия выполняет важную методологическую роль в ...

Характеристика выборки и методов исследования
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математического мышления. Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, мышление не развивается полноценно без целенаправленного обучения. ...

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru