Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии

Страница 3

Использование количественных показателей при установлении результативности системы военно-патриотического воспитания имеет довольно широкие границы. С их помощью можно охарактеризовать результативность воспитательного процесса. С достаточной степенью вероятности, например, можно измерить уровень включенности молодежи в процесс военно-патриотического воспитания, ее активность в этой сфере общественно-политической деятельности, степень овладения молодыми людьми необходимыми политическими и военно-профессиональными знаниями. Статистические показатели могут быть использованы и при измерении отношений, ценностных ориентаций, установок юношества в сфере предстоящей воинской службы.

К числу других требований, относящихся к системе критериев, о которых идет речь, следует отнести требование объективности.

Важнейшим требованием к системе рассматриваемых критериев является требование сравнимости. Это означает, что набор определяемых нами показателей должен быть сопоставим между собой, должен позволять сравнивать результативность воспитательных воздействий в зависимости от временных факторов.

Наконец, настоящая система критериев может быть применима к изменению эффективности воспитательного процесса лишь тогда, когда она будет отличаться рациональностью (доступностью) в смысле возможностей ее использования различными субъектами управлении (руководства).

Придавая большое значение частным конкретным показателям эффективности различных звеньев военно-патриотического воспитания, сосредоточим основное внимание на определении совокупности критериев, обусловленных конечной социальной целью и показывающих результативность системы в целом.

Исходя из логики данного рассуждения, мы можем говорить о частных показателях эффективности усилий, характеризующих:

уровень мировоззренческих, военно-политических и военно-профессиональных знаний молодежи;

уровень военно-профессиональных навыков и умений;

уровень военно-профессиональных действий;

уровень убеждений личности, ее героико-патриотического сознания.

При этом важно отметить, что каждый из этих показателей должен рассматриваться в следующих конкретных условиях:

в период до службы в Вооруженных Силах России;

в период службы в армии и на флоте;

в период после срочной воинской службы.

Значительно труднее дать оценку уровня убеждений, оборонного, патриотического сознания юношества. Проникновение в их глубину затруднено в силу изменчивости, динамичности, мобильности сознания, влияния на него многих разнопорядковых внутренних и внешних факторов и связей. В то же время убеждения отнюдь не абстрактная категория. Они представляют собой совокупность конкретных отношений, социальных ориентаций, установок в сфере деятельности молодых людей по выполнению своего конституционного долга. Оценивая уровень убеждений, важно обращать внимание на взаимосвязь их со знаниями, ибо знания, слитые с определенным отношением к ним, составляют убеждения. Истинная убежденность человека в корне отличается от слепой веры, фанатизма. Она базируется на рациональной основе.

Анализ критериев данной группы показывает, что при их использовании в практической деятельности возникает по меньшей мере две трудности. Первая из них заключается в сложности вычленения влияния на формирование убеждений (выраженных в отношениях, интересах, ориентациях) именно военно-патриотического воспитания, ибо здесь воздействует множество других факторов. Другой трудностью является сложность получения необходимой социальной информации, характеризующей результативность воспитательного процесса. Выход из этого положения как в первом, так и втором случаях может быть найден только посредством применения научных методов анализа, дальнейшего развития и расширения проведения конкретных логических исследований.

Определяющим, главным критерием результативности системы военно-патриотического воспитания является уровень социального поведения молодежи в армейской обстановке, в том числе и в боевой.

Перед практическими работниками - организаторами процесса военно-патриотического воспитания, как впрочем, и перед всеми идеологическими кадрами неизменно встает вопрос о том, как с наибольшей достоверностью измерить результативность воспитательных усилий, какими приемами, способами и методами пользоваться при этом?

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений». Биологическая наследственность ...

Современная практика школ М. Монтессори
Первый детский сад по системе Марии Монтессори в России начал работать в 1913 году. Однако в 1926 года Наркомпрос запретил использовать в тогдашнем СССР ее методику, и имя ее было предано забвению. Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестив ...

Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому) ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru