Дидактические принципы на уроках физической культуры

Страница 1

Всякие педагогические и методические рекомендации и советы основаны на определённых теоретических положениях, которые лежат в основе педагогических взглядов.

Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами.

Дидактические принципы – это исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика [8].

Принципы обучения отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя и ученика и определяют эффективность обучения в разных формах при различном его содержании и организации. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно называть общеметодическими принципами.

Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание согласно требованиям, отражающим закономерности процесса обучения физическим упражнениям.

Среди принципов обучения основными на занятиях физической культурой являются следующие: наглядности, научности, доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности, сознательности и активности учащихся, прочности результатов обучения.

Принцип наглядности предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).

Следует оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на органы чувств и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений. В результате, благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их выполнения (“чувство” воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в единоборстве и др.).

Принцип научности подразумевает собой построение педагогического процесса в соответствии с современным уровнем научных знаний. Применяемые на практике средства физического воспитания, методы обучения, формы организации занятий должны быть научно обоснованы (то есть отвечать существующим научным положениям).

Принцип доступности и индивидуализации означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения физических упражнений (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся. Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко индивидуализировать процесс физического воспитания.

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания.

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у учащихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к максимальной активности.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и ува ...

Дидактическая игра как метод коррекционно-развивающей работы учителя в современной начальной школе
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра - это “ди ...

Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает поло­жительных переживаний. Но постепенно нравственный по­ступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru