Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.
В том случае если в семье созданы условия для удовлетворения перечисленных потребностей, развитие ребенка будет носить позитивный характер.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А.С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дефициту общения ребенка с взрослым.
Если эти обстоятельства и этот образ жизни идут вперед отношениям доверия и эмоциональной безопасности. В отношениях между членами семьи. Если эти обстоятельства мешают родителям заботиться о своих детях, то воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойствию, — именно тогда особенно страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.
Формирование разумных потребностей у ребенка это одна из важных задач нравственного воспитания. В наши дни материальный уровень семьи постоянно растет, решение приобретает особую остроту. С ранних лет надо формировать у ребенка дисциплину желаний, разумно регулируя потребности. Семья несет полную ответственность за воспитание у ребенка разумных запросов. Большое значение в воспитания детей дошкольного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с дошкольного возраста, ребёнок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.
Прочие статьи:
Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса
обучения
Еще Я.А.Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь учит ...
Задачи нравственного воспитания
Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания ...
Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Я с огромным интересом прочла книгу "Как на самом деле любить детей". Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл. В ней рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь к де ...