Педагогический анализ урока

Страница 1

Для осуществления общественно-административного контроля за учебным процессом учитель может дать открытый для анализа и оценки урок. В отличие от самоанализа, внешний анализ урока определяется следующими целями, например:

- определение уровня сформированности общеучебных и предметных знаний, умений и навыков.

- определение уровня и характера развития учащихся на уроке;

- изучение системы работы учителя;

- выявление причин затруднения учителя;

- разработка рекомендаций по устранению негативных тенденций в работе учителя и др.

Существуют разные типы анализа: краткий, аспектный, комплексный и системный.

Краткий анализ урока

отражает общую оценку его качества, научно-теоретического уровня, основные дидактические категории (достигнуты ли цели урока, решены ли все задачи урока и т. д.).

Аспектный анализ урока

направлен на выявление одной из сторон урока: дидактической, воспитательной, психологической, организационной, методической и т. п. Комплексный анализ урока

применяется чаще всего при анализе единства и взаимосвязи целей, задач, содержания, методов, форм организации нескольких уроков по теме.

Системный анализ урока

предусматривает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока и системы работы учителя.

Материалом для анализа урока служат личные наблюдения анализирующего (программа наблюдений на уроке), анализ практического результата деятельности учащихся, беседы с учителем и учащимися.

Среди многих методов проведения системного анализа урока наиболее продуктивной нам представляется методика анализа урока от триединой цели урока, основанная на том, что триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности. Цель обусловливает весь ход, характер и тип урока, который реализуется только в действиях учителя и соответствующих им действиях учащихся, т. е. мы можем говорить, что урок — это диалог действий учителя и учащихся.

Вариант алгоритма системного анализа урока

(по Ю. А. Конаржевскому)

1.

Проанализировать саму триединую цель урока: краткость и простоту формулировки; ее связь с общей целью темы; полноту и комплексность цели; реальность достижения цели на данном уроке; соотношение и взаимодействие трех ее аспектов: познавательного, воспитывающего и развивающего.

2. Установить качество и результативность связи триединой цели урока с учебно-воспитательными задачами урока. Проанализировать моменты рассогласования (если такие имеются) между триединой целью урока и некоторыми учебно-воспитательными задачами, а также определить, как это повлияло на конечный результат урока.

3. Определить случаи несоответствия содержания учебного материала учебно-воспитательным задачам отдельных моментов урока, если таковые имеются, а через это - несоответствия содержания материала триединой цели урока, а также определить, как это повлияло на конечный результат урока.

4. Рассмотреть уровень соответствия методов обучения триединой цели, определить последствия несоответствия, если такое имеется, в конечном результате урока.

5. Определить, насколько формы организации познавательной деятельности соответствуют всем трем аспектам цели урока.

6. Определить Пути достижения познавательного аспекта триединой цели урока.

7. Определить пути достижения воспитывающего аспекта триединой цели урока.

8. Определить пути достижения развивающего аспекта триединой цели урока.

9. Определить, каким образом достижение развивающего и воспитывающего аспектов цели урока способствовало реализации ее познавательного аспекта и наоборот.

10. Выяснить и проанализировать основные позитивные и негативные факторы, повлиявшие на достижение триединой цели урока.

11. Проанализировать, насколько методически правильно осуществлен учителем перевод триединой цели урока в целевую установку для учащихся и как это повлияло на формирование конечного результата урока.

12. Определить уровень несоответствия триединой цели конечному результату урока, сделать выводы о причинах несоответствия.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому) ...

Основные направления классического западного рока
Арт-рок Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве "классического рока". Первый элемент данного неологизма (от англ. "искусство") подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение и ...

Формирование представления о цвете как выразительном средстве
Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических услов ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru