Целью коррекционно-логопедической работы является обеспечение благоприятных условий лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка и максимально возможное преодоление нарушения просодических компонентов речи с использованием музыкальной терапии у заикающихся детей с врожденным гипотиреозом.
При разработке системы дифференцированной логопедической работы учитывались следующие общедидактические принципы:
- принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего курса коррекции просодики у заикающихся с использованием музыкотерапии, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса;
-принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой, изучение их взаимосвязи осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения;
-принцип доступности и индивидуального дифференцированного подхода предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса.
А также научность и последовательность в работе. Работа, строилась с максимальной опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы с включением биологической обратной связи.
Большое значение в процессе организации обучающего эксперимента имели основополагающие принципы коррекционного воздействия, ориентированные на специфику разрабатываемой проблемы:
- принцип учета механизма нарушения темпо-ритмической организации речи;
- принцип комплексного воздействия – проявляется с одной стороны во взаимосвязи медицинского и педагогического воздействия (дети с врожденным гипотиреозом постоянно находились под наблюдением эндокринолога, невропатолога, по необходимости кардиолога, отоларинголога, гастроэнтеролога, при этом регулярно получали логопедическую помощь), с другой стороны предполагает воздействие на все нарушения, выявленные в процессе эксперимента;
-онтогенетический принцип - учет общих и специфических закономерностей развития просодических компонентов речи у детей и подростков с заиканием;
- принцип дифференцированного подхода – учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с врожденным гипотиреозом, наличие отклонения в психофизическом развитии, степень нарушения темпо-ритмической организации речи, интонационно-мелодических компонентов;
- принцип поэтапности – сначала формировались условия для коррекции просодических компонентов речи, затем осуществлялась система упражнений для преодоления данного нарушения.
- принцип активности и сознательности обучения реализовывался через систему игровых приемов, которые способствовали выработке у детей активной позиции, положительной направленности на занятия с логопедом и стойкой мотивации к деятельности на уроке.
- результативность модели коррекционного воздействия достигалась благодаря базированию на принципах этапности и концентричности. Программа обучения предполагала работу в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. На каждом следующем этапе задачи усложнялись.
- наиболее важным являлся принцип индивидуального подхода, так как дети с врожденным гипотиреозом неоднородны по своему составу.
Музыкально-терапевтическая программа должна строиться на основе нескольких основополагающих принципов:
- принцип этнокультурного соответствия. При составлении музыкально-терапевтической программы необходимо учитывать особенности музыкального восприятия и использовать музыкальный материал привычный и понятный детям;
- принцип эмоционального комфорта. Прослушиваемая музыка непременно должна вызывать удовольствие и душевный комфорт. Хорошо комбинировать музыкально-терапевтические программы со звуками природы: шум морского прибоя, пения птиц и т. д.;
Прочие статьи:
Формирование пространственных представлений у детей
в норме и с общим недоразвитием речи
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с ок ...
Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...
Понятие, сущность, характеристика методов и приёмов, используемых в
обучении иностранным языкам
В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность в понимании данног ...