Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников

Одной из важнейших психических функций человека является речевая. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими, заикание является серьезным препятствием для выполнения производственных обязанностей, получения образования, устройства личной жизни. Постоянные затруднения в речи травмируют больных, вызывая невротические реакции.

К сожалению, количество людей, страдающих заиканием, увеличивается, что позволяет говорить об актуальности выбранной темы.

Заикание характеризуется нарушением темпо-ритмической организации экспрессивной речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата в процессе общения, с преимущественным поражением коммуникативной функции речи. В структуру заикания входит нарушение просодических компонентов речи, определяющих выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Преодоление нарушений темпо-ритмической организации речи и коррекция мелодико-интонационного оформления речевого высказывания во многом поможет заикающемуся обрести уверенность в себе, повысит самооценку, вернет счастье общения.

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева, В.А. Гиляровского. Созданием методик работы с заикающимися занимались многие ученые - педагоги: Н.А. Власова, Е.Р. Рау, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, В.М. Шкловский и др. Был разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания, выделены 2 клинические формы (невротическая, неврозоподобная), описаны судорожные проявления в речи заикающихся, особенности личности, представлены отдельные приемы и методы логопедической работы, разработаны комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников, подростков и взрослых.

Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает музыкотерапия. Многими исследователями, в частности специалистами, занимавшимися психотерапевтической практикой, подчеркивается необходимость проведения таких занятий с целью профилактики и лечения нервно-психических заболеваний.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, а положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, что является необходимым для нормализации эмоционального состояния заикающегося.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Проблемой использования музыкотерапии занимались такие ученые как Л.С. Брусиловский, Э. Жак Далькроз, Н.А.Ветлугина, Г.А.Волкова, М.А. Арутюнян, Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, Ю.А. Флоренская, Ю.С.Шевченко и др. Ими были исследованы теоретические, методические, практические аспекты этого вопроса, отмечено большое значение музыкотерапии в коррекции просодической стороны речи у заикающихся.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Кроме того, музыкотерапевтическое направление работы способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, именно с помощью музыки возможна работа по формированию представлений об интонационной выразительности, по развитию моторики (общей, ручной, артикуляторной и мимической), а также профилактическая работа, направленная на повышение умственной работоспособности и нормализацию психического здоровья ребенка.

Цель данного исследования: определить эффективность коррекционно – логопедической работы, направленной на развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников.

Объект исследования: особенности формирования темпо-ритмических и интонационно-мелодических навыков, моторной сферы, эмоционального развития, дыхательной функции у заикающихся детей школьного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования темпо - ритмических и интонационно-мелодических навыков, преодоление недостатков моторной функции, эмоционального развития у заикающихся школьников средствами музыкотерапии.

Задачи исследования:

Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

Выявить особенности речевого развития, темпо - ритмических и интонационно – мелодических расстройств речи, ее просодических характеристик, мелкой и общей моторики, мимической мускулатуры.

3. Разработать систему коррекционно - педагогического воздействия на заикающихся детей средствами музыкотерапии с целью совершенствования их просодической стороны речи, а также моторного, эмоционального развития.

4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе обследования данных нарушений просодической стороны речи и речевого развития детей с заиканием и доказать необходимость использования музыкальной терапии в комплексной системе преодоления заикания.

Гипотеза: Поскольку нарушение коммуникативных отношений заикающихся детей способствует наращиванию эмоциональной напряженности, приводящей к усилению речевых судорог и нарушениям просодической стороны речи, то можно предположить, что использование средств музыкотерапии в коррекции просодической стороны речи заикающегося ребенка будет способствовать улучшению темпо-ритмической организации и мелодико-интонационной стороны речи, преодолению страха речевого общения, расширению круга речевого общения.

Методы исследования:

● Изучение, анализ, обобщение педагогической, лингвистической, психологической, медицинской, методической литературы по данной проблеме;

● Изучение истории развития каждого ребенка и всей имеющейся медико-педагогической документации;

Логопедическое обследование заикающихся детей школьного возраста;

наблюдение за детьми в процессе учебных занятий и быту;

беседы с детьми и родителями;

констатирующий эксперимент;

обучающий эксперимент;

сравнительный анализ речевой продукции воспитанников до и после коррекционного воздействия.

В соответствии с темой, целью и задачами в работе выделяются три главы.

В первой главе дается обзор литературы по проблемам нарушения темпо-ритмической, просодической стороны речи, механизмам и причинам заикания. Глава освещает современный взгляд на музыкотерапию, как на важные составляющие в коррекционной работе по преодолению заикания.

Во второй главе проведено экспериментальное исследование, в котором принимала участие группа из 7 человек. В главе представлена схема обследования, результаты которого отражены в графиках и диаграммах.

В третьей главе предложена система работы по коррекционно- педагогическому воздействию на заикающихся детей с использованием музыкотерапии. Представлены этапы работы, обозначены их цели и задачи. Проведен анализ результатов и сравнительная характеристика обследования детей, до и после коррекционной работы.

В конце каждой главы сформулированы выводы. Заканчивается работа списком литературы. Дипломная работа проиллюстрирована графиками, диаграммами, таблицами, фотографиями.


Прочие статьи:

Требования к игрушке
Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни? Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детст ...

Виды контроля учебных достижений учащихся начальных классов
обучение учебный достижение контроль Поточный контроль осуществляется на всех макроэтапах процесса поурочного изучения темы. Особенности этого вида контроля состоит в том, что он является компонентом процесса овладения темой урока. Это обозначает его основные цели: установление и оценивание уровней ...

Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru