- принцип духовности и нравственности. Торжество любви, гармонии с самим собой, добра и оптимизма. Именно эти чувства должны доминировать в лечебной музыке;
- принцип функционального соответствия. Лечебная музыка должна, по возможности, снимать психоэмоциональное напряжение, если таковое выявляется в результате диагностики;
- принцип умеренности. Огромное значение имеет интенсивность звучания.
Для проведения занятий или упражнений по коррекции просодической стороны речи с использованием музыкотерапии необходимы психолого-педагогические условия:
создание благоприятной психологической атмосферы проведения занятий;
постоянное привлечение внимания детей;
пробуждение у воспитанников интереса к выполнению упражнений.
В основу методики коррекционной работы были положены модифицированные приемы устранения нарушений голоса Е.С. Алмазовой. В работе использовались также методические рекомендации И.И.Ермаковой, Е.В. Лавровой, О.С.Орловой; методика коррекционной работы по устранению заикания с помощью синхронизации речи с движением пальцев кисти ведущей руки (Л.З.Артюнян-Андроновой); методика коррекционной работы с заикающимися на логоритмических и музыкально – двигательных занятиях Г.А. Волковой. При разработке приемов развития артикуляционной моторики применялись упражнения, описанные в работах Л.В.Лопатиной, З.А.Репиной, Е.Ф.Соботович, О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева. При развитии мелкой моторики – комплексы, разработанные Е.А.Нефедовой, Н.И.Озерецким, Н.А.Скрипниковой, О.В.Узоровой.
В коррекционном обучении и воспитании на занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Используются различные приемы:
наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов, использование наглядных пособий;
тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность различных пособий. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося;
наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения. При словесном методе используются различные приемы:
краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления заикающегося;
пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнения;
беседа при введении новых упражнений и подвижных игр;
вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий;
команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики;
образно-сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ;
словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Прочие статьи:
Определение понятия
творческой личности
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Что такое творческая личность? Прежде всего, ...
Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца в ...
Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, ...