Межпредметные связи как педагогическая проблема

Новая педагогика » Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения » Межпредметные связи как педагогическая проблема

Страница 4

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении.

Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному и другим учебным предметам. Поэтому правильнее было бы сравнивать такое построение программ не с концентрическими кругами, лежащими в одной плоскости, а с движением вверх по спирали».

Современная дидактика исходит из принципа целостного отражения науки в содержании обучения: как системы знаний, как деятельности, в единстве теории и метода, и как системы её отношений с другими формами общественного сознания и практики. Наука – это и результат познания, и деятельность по приобретению новых знаний.

Учебный предмет – это единство знаний, методов и отношений, формирующихся у учащихся в процессе изучения определенной науки, отрасли человеческой деятельности.

Рассмотрение учебного предмета на абстрактном уровне в виде обобщенной модели знаний, как бы «вынутым», изолированным от деятельности и процесса обучения, позволяет вычленить в нем состав знаний: об объекте, способах деятельности, о ценностях. Основанием данных видов знаний служат следующие функции информации (её виды) в процессе восприятия человеком (Г.С. Сухобская, Ю.А. Шерковин, В.Я. Ядов и др.):

1) эпистемическая, раскрывающая сущность объекта, научные знания о нем с целью показать субъекту, что

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Формы и методы работы с мальчиками-подростками
Потребность мальчиков-подростков в благоприятном доверительном общении с взрослыми, сверстниками зачастую не реализуется. Это может привести к формированию повышенной тревожности, к неуверенности к себе и, как следствие, к конфликтности, агрессивности и сложностям в личностном развитии. Чтобы это ...

Анализ особенностей семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На первом этапе анализировалась импрессивная сторона лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ЭГ) и с нормальным речевым развитием (КГ). Результаты исследования у дошкольников с речевой патологией позволили построить диаграмму, которой уровни развития импрессивной стороны предикативной ...

Программа совершенствования социально – культурной деятельности школьных образовательных учреждениях средствами игровых методик
Существует ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду при использовании программы. Сотрудник, реализующий программу. Наиболее удачной и перспективной кандидатурой на роль человека, способного воплотить в жизнь данную программу, является классный руководитель. Он дожжен соответствовать ряд ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru