Межпредметные связи как педагогическая проблема

Новая педагогика » Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения » Межпредметные связи как педагогическая проблема

Страница 4

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении.

Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному и другим учебным предметам. Поэтому правильнее было бы сравнивать такое построение программ не с концентрическими кругами, лежащими в одной плоскости, а с движением вверх по спирали».

Современная дидактика исходит из принципа целостного отражения науки в содержании обучения: как системы знаний, как деятельности, в единстве теории и метода, и как системы её отношений с другими формами общественного сознания и практики. Наука – это и результат познания, и деятельность по приобретению новых знаний.

Учебный предмет – это единство знаний, методов и отношений, формирующихся у учащихся в процессе изучения определенной науки, отрасли человеческой деятельности.

Рассмотрение учебного предмета на абстрактном уровне в виде обобщенной модели знаний, как бы «вынутым», изолированным от деятельности и процесса обучения, позволяет вычленить в нем состав знаний: об объекте, способах деятельности, о ценностях. Основанием данных видов знаний служат следующие функции информации (её виды) в процессе восприятия человеком (Г.С. Сухобская, Ю.А. Шерковин, В.Я. Ядов и др.):

1) эпистемическая, раскрывающая сущность объекта, научные знания о нем с целью показать субъекту, что

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Сущность традиций и обычаев, их социальные функции
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сде ...

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсио ...

Генеалогия – наука о родословной
Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru