Межпредметные связи как педагогическая проблема

Новая педагогика » Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения » Межпредметные связи как педагогическая проблема

Страница 2

Понятийные связи. Понятие – это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Вместе с тем понятия должны быть гибки, подвижны, релятивны, относительны. Межпредметные понятийные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общих для родственных предметов понятий. Проблеме формирования понятий учащихся на основе межпредметных связей посвящены многие исследования (Ф.П. Соколова, А.В. Усова, В.Н. Федорова и др.). Авторы рассматривают усвоение отдельных естественнонаучных и гуманитарных понятий как частных случаев более общих понятий. Выявлена мировоззренческая значимость межпредметных, т.е. находящихся на стыке различных учебных предметов и наук, понятий (политико-экономических, экономико-географических, литературно – исторических и др.).

Связь предметов между собой помогает расширять и закреплять пройденный материал, например читая в 10 классе «Войну и мир» Л.Н. Толстого, ученики закрепляют знания о пройденном на уроке истории XIX веке в России.

Теоретические связи. Теория – это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определенной предметной области.

Межпредметные теоретические связи в современных условиях обучения представляют собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов. Межпредметные философские связи

– это обобщение конкретно-научных и философских представлений о мире. Усвоение философских знаний «в чистом виде» происходит при изучении учащимися курса обществоведения, который выполняет синтезирующую роль. Но каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование единой научно – философской картины мира. На основе общих положений материалистической философии выявляются сходные линии развития специальных знаний и складывается стройная система научно-философской картины мира. Формированию у учащихся научно-философского видения способствуют целенаправленно реализуемые межпредметные связи в различных областях: логических знаний, которые в виде элементов эмпирически усваиваются учащимися при изучении математики, физики и др.; семиотики, знания о которой учащиеся могут приобрести путем сравнения знаковых средств естественных языков и языков науки; истории науки, раскрывающей её социальные функции и смену стилей научного мышления. Эти знания открывают перед учащимися общие особенности научного мышления и способы философского осмысления мира.

Идеологические связи. Идеология – система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Идеологические межпредметные связи – это синтез идеологических знаний, включенных в содержание предметов разных циклов. Такие связи направлены на формирование ценностного отношения учащихся к миру. Разделение межпредметных связей на названные виды – научные (фактические, понятийные, теоретические), философские, идеологические – имеет относительный характер. Каждый последующий более высокий уровень (вид) связей является обобщением предшествующих, а каждый предшествующий служит опорой для конкретизации более высоких уровней межпредметных связей. Теоретические, философские, идеологические знания приобретают методологический характер в процессе познавательной деятельности учащихся, когда отношение этих знаний к познанию, методы, научные подходы становятся специальными объектами изучения. Условно можно выделить методологические знания, т.е. знания о способах познания, которые также вырабатываются на основе межпредметных связей (И.К. Журавлёв, Л.Я. Зорина).

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Особенности развития речевого развития младших школьников
Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не ...

Политическое сознание и политическая культура
Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, п ...

Анализ особенностей семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На первом этапе анализировалась импрессивная сторона лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ЭГ) и с нормальным речевым развитием (КГ). Результаты исследования у дошкольников с речевой патологией позволили построить диаграмму, которой уровни развития импрессивной стороны предикативной ле ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru