Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов — почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. "Если материалы сконструированы с большой точностью, — подчеркивала М. Монтессори, - они вызывают самопроизвольные упражнения, которые настолько гармонично скоординированы с внутренним развитием, что в определенный момент появляется новая психическая картина — более высокие уровни в комплексном развитии, когда детский ум приобретает способность к абстрагированию".
Наблюдения Марии Монтессори показали, что в этот период ребенок на время оставляет дидактический материал, "но не с признаками утомления, а движимый новыми силами". Он переносит свое внимание на внешний мир, начинает самостоятельно делать ряд точных и логических сравнений, которые служат настоящему приобретению знаний. Наступает период "открытий", вызывающий в детях энтузиазм и радость. Как отмечала М.Монтессори, по сравнению с физиологическими явлениями, такая радость - явный признак внутреннего роста, как увеличение в весе - признак роста тела.
Учитель, пытающийся натолкнуть ребенка на продолжение его активности с предметами материала, по мнению М. Монтессори, задерживает развитие: "Потушить в ребенке его стремление к переживанию сложных интеллектуальных эмоций — это, значит, закрыть ему путь к прогрессу". Ошибочный подход заключается также и в использовании чрезмерного количества материала, что рассеивает внимание, механизирует упражнение и заставляет ребенка переходить в более высокую стадию развития, не заметив этого, не "прочувствовав". В некоторых случаях чрезмерное использование материала может привести к задержке проявления внутренних сил ребенка. Поэтому М. Монтессори настаивала на точном определении "необходимости", "достаточности" материала для соответствия внутренним потребностям ребенка в процессе развития. Руководством для такого определения должны служить проявления активности ребенка. Крайне важно также, чтобы при представлении материалов в запланированной прогрессии не было просто механического их чередования. Учитель должен проявлять гибкость, представляя какие-то материалы или пропуская их, если ребенок в этом не заинтересован.
При создании подготовленной развивающей среды и материалов представляется важным выделение принципа актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя; Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая - служит работе на будущее. Такой подход соответствует теории Л. С. Выготского, который видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированной.
Существует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели — развития ребенка — дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понято их использование. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок.
Прочие статьи:
Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:
1) философией;
2) психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5) фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую ...
Организационные формы самостоятельной
работы
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. К тр ...
Обучения рисованию в древнем Египте
Для того чтобы определить какими методами обучения пользовались педагоги рассмотрим особенности того периода.
В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строит ...