Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори

Новая педагогика » Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори » Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори

Страница 3

Например, один из первых материалов, привлекающий внимание самых маленьких детей, - деревянные блоки с цилиндрами-вкладышами - предусматривает чисто механический контроль: ребенок должен вставить цилиндры различного размера в соответствующие отверстия; если цилиндры вставлены неправильно, один из них остается лишним. Таким образом, ошибка - это препятствие, его можно победить лишь исправлением, иначе упражнение нельзя выполнить. Кроме того, исправить ошибку в упражнении с цилиндрами так просто, что ребенок приходит к этому сам: маленькая загадка выступает перед ребенком как какая-то неожиданная "проблема". Однако М.Монтессори замечала, что сама по себе "загадка", "проблема" - не главный стимул интереса, и не она толкает ребенка к повторению упражнения, к достижению успеха. Ребенка интересует не только ощущение манипуляции с предметами, но приобретение новой способности, "нового видения, помогающего ему распознавать разницу в размерах цилиндров, — разницу, прежде не сознаваемую".

Контроль механический скоро переходит в психологический (как при упражнениях с плоскими вкладками или цветными табличками, где ребенку нужно присматриваться, проверять пальцами, переставлять, сравнивать, обсуждать, решать). Упражняясь, ребенок скоро начинает замечать свои ошибки и, желая их исправить, добивается правильного разрешения намеченной задачи. В дальнейшем ребенок стремится не только исправлять, но и предупреждать свои ошибки. Этому способствуют простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и честности в работе, будь то самое простое упражнение или более сложная умственная работа, в виде составления слов, решения арифметической задачи, выполнения рисунка и т.п. Естественно предположить, что эта возможность довести каждую задачу до конца самостоятельно и выполнить ее с возможным для ребенка совершенством является причиной той удовлетворенности духа, которой отличаются дети в детском саду Монтессори.

Если ребенок не замечает ошибок, это свидетельствует о недостаточном развитии органов чувств или внимания. Заметив ошибку, ребенок исправляет ее сам (или сразу же, или переделав упражнение заново). Следует отметить, что в этих ошибках Монтессори усматривала огромное воспитательное значение дидактического материала. Ошибки заставляют обследовать предметы, присматриваться к ним, переделывать работу по несколько раз, и в этих повторных упражнениях ребенок не только обостряет свои чувства, но и упражняет свое внимание. Наряду со вниманием, упражняется и память: ребенку приходится удерживать в памяти размеры, форму, цвет, вес и даже звук как отличительный признак отыскиваемого предмета при сравнении. Но самое большое значение М.Монтессори видела в материале, содержащем контроль ошибок совершенно другого порядка и более высокого качества — как, например, в материале для арифметических упражнений: "Здесь проверка состоит в сопоставлении работы самого ребенка с моделью — сопоставлении, которое указывает на сознательную силу воли ребенка и создает настоящие условия для самовоспитания".

Четвертый принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т. е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет.

Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества.

Следующий принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения. В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки. С металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр. Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Возможности программы Power Point в развитии музыкальных способностей
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс образовательного учреждения являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку у ...

Модульно-рейтинговая система контроля и учета знаний студентов
Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы ...

Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 3 классе
После того, как мы выявили уровень умений учащихся в области владения компьютером, нами было разработано содержание работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий. Цель формирующего эксперимента: апробировать систему уроков по работе над учебным проектом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru