Пассивное восприятие — это болезнь современного общества — своего рода защитная реакция на информационную и эмоциональную атаку, которую приходится выдерживать каждому. Современный человек знает уже слишком много фактов из истории культуры разных народов. Мифы, легенды, сказки, эпические и религиозные предания существуют в нашем сознании как некий культурный багаж, ни к чему особенно нас не обязывающий.
Более того, мы с детства приучены выбирать, что нам интересно, а что нет, поэтому критически-прагматическое восприятие очень рано начинает подменять собой восприятие непосредственное. Есть и еще одна причина быстро возрастающей пассивности детского восприятия — это наша школа. Вспоминается возглас одной матери: "У меня был такой активный мальчик, все ему было интересно, сказки сочинял, а теперь весь потух, все убила школа". Но ведь школа не хотела специально убивать, как-то само так вышло .
Для христианства вопрос о свободе — это вопрос ключевой. Если свобода действий человека иногда нуждается в ограничении, то свободу восприятия надо охранять, и всем друг в друге поддерживать. Она — наше достояние. Творческие способности личности непосредственно связаны со свободой восприятия, с тем, что человек видит многое, чувствует многое. Творчество же, к которому человек поистине призван здесь на земле, которое есть одно из проявлений образа Божия в нем, из-за утраты живого восприятия как-то сворачивается, "окукливается" в человеке. По существу он отказывается от самой жизни. Поэтому сегодня во всем мире первоочередным является вопрос об активизации творческого потенциала личности. Христианская же педагогика к этой проблеме должна подходить как к своему основному поприщу, ибо нигде, как в христианстве, высота и достоинство человека не явлены в такой полноте. И нигде, как в Евангелии, мы не видим такого бережного отношения к личности и, главное, к ее собственному пути.
Итак, поговорим об учебном слайд-фильме как об одном из средств развития творческого мышления учащихся.
Учебный слад-фильм
Обычно слайды применяют на уроках как иллюстрации к объясняемому материалу. И как любое наглядное пособие они, конечно, повышают эффективность учебного процесса и оживляют атмосферу урока. Но с помощью слайд-фильма можно добиться гораздо большего. Надо только понять, что такое слайд-фильм и чем он отличается от простого иллюстрирования учительской речи?
Давайте подумаем, какую роль при объяснении материала играет зрительный образ, иллюстрирующий слова учителя. Он первичен? Его восприятие непосредственно? Нет, хотим мы этого или нет, зрительный образ оказывается вторичным. Свободен ли ученик в своем восприятии? Если честно, то никак он не может быть свободным от уже навязанного ему нашего представления.
Разберем живую педагогическую ситуацию: взрослый (учитель) показывает ребенку (ученику) что-то, чего тот раньше не видел, при этом он, естественно, хочет на что-то обратить внимание больше, на что-то меньше. Вот его первая реплика: "Посмотри, какой белоснежный цветок!" или: "Видишь, на что похож этот дом, ну, настоящая гора!" или: "Посмотри, какой черный лес на фоне белого поля и совершенно белого неба. Помнишь, как у Пушкина "прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит ."
Казалось бы, учитель все делает правильно, даже более того, он вплетает в свои впечатления уже имеющиеся в культуре образы. Все очень грамотно.
С точки зрения уже имеющейся в багаже человечества культуры грамотно, а с точки зрения педагогической науки неграмотно. Почему? Да потому, что перед нами живой человек, который видит, слышит, чувствует все раньше, чем мы ему на то укажем. Он способен чувствовать сам.
Урок — это свободное совместное движение, дружеское сопровождение, но никак не "ведение на привязи". Мы же часто в первом же предложении указуем не только на то, что, как и когда произошло, но и как это надо воспринимать. Мы ребенку чувствовать, а затем и действовать не даем. Фактически он оказывается в безвоздушном пространстве, мы выпили весь воздух, мы высказались,— а он? Что с ним происходило и происходит?
Прочие статьи:
Методические рекомендации по организации работы в малых группах на уроках
английского языка с целью развития диалогической речи
Целью нашей выпускной квалификационной работы было доказательство эффективности развития диалогической речи в малых группах на уроках английского языка на среднем этапе в основной общеобразовательной школе. Проанализировав теоретические наработки российских и зарубежных авторов-методистов, мы выде ...
Дидактическая игра на уроке
Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Перед учителем истории он ставит важные цели и задачи, решение которых способствует обучению и воспитанию нового поколения.
Так, общей целью исторического образования учащихся я ...
Исторический аспект изучения проблемы заикания
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства.
Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта ...