Развитие словообразования в онтогенезе

Страница 2

А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

О.С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов;

часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок;

к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»;

одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас.

На основе проведенного исследования А.Г. Тамбовцева (Арушанова) приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о достаточно раннем начале постижения навыков словообразования - около 2 -2,5 лет (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин и др.). В дальнейшем овладение словообразованием родного языка растягивается на весь дошкольный возраст и подразделяется на три этапа:

первый (2,6 - 4 года) - накопление первичного словаря мотивированной лексики;

второй (3,6 - 5,6 лет) - активное освоение словопроизводства;

третий (после 5,6 лет) - усвоение норм и правил словообразования (по данным А.Г. Тамбовцевой ).

Установлено, что интенсивность словообразования и словотворчества в дошкольном периоде различна. Так, в средней возрастной группе фиксируется резкий всплеск словотворчества, продолжающийся вплоть до 6 - 6,5 лет. Это явление, получившее название «номинационного взрыва», вызывается резким скачком в употреблении словообразовательных единиц, в том числе большого количества специфических речевых образований -детских неологизмов.

Таким образом, развитие словообразования в онтогенезе тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка. Пик овладения словообразованием приходится на дошкольный возраст. При формировании словообразования осуществляются сложные процессы анализа предметов, признаков, действий окружающей действительности, соотнесения их с единицами и элементами языка, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определённого значения морфемы с её звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре производного слова, обобщение и закрепление связи значения и звучания морфемы и формирование словообразовательной модели-типа. Важным этапом формирования системы словообразования по мнению многих авторов (А.Г. Тамбовцевой, Т.Н. Ушаковой , С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнаровича и др.) является период детского словотворчества, проявляющийся в словообразовательных неологизмах, отражающих закономерности овладения языком.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Анализ программ по изобразительному искусству
Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, ...

Способы организации группы
Классная комната может быть приспособлена для облегчения различных видов взаимодействия и возможные трудности могут быть предотвращены при помощи тщательного планирования. В тех случаях, когда мебель прикручена к полу, О’Рейли дает несколько рекомендаций преподавателю, который готов вытерпеть нек ...

Значение сенсорной культуры для развития ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru