детский лексикон слово
Касаясь периода раннего дошкольного возраста, многие ученые писали об отличии значения первых детских слов от слов, употребляемых взрослыми.
В России первым ученым, проанализировавшим предшествующий материал и предположившим свою концепцию развития словесного значения, был Л.С. Выготский. Он писал о том, что значение первых слов ребенка не постоянно, а изменяется в зависимости от конкретной ситуации; их назначение – выделить в ситуации что-то одно: они «имеют индикативную и номинативную функцию, но не имеют сигнификативной функции» (сигнификат – понятийная соотнесенность), являясь как бы именами собственными.
И.Х. Швачкин выделил три этапа в освоении ребенком значения слова:
1 этап поисемантичности слова (наглядно-чувственное обобщение);
2 этап конкретного значения, когда слово называт единичный объект (слова-представления);
3 этап элементарно-понятийного значения, когда ребенок называет словом только адекватные ему однородные объекты.
Ненормативная генерализация в детской речи, часто возникающая вслед за нормативным обобщением, связана с «распространением сферы использования слова на более широкий, чем в нормативном языке, круг денотатов» .
С.Н. Цейтлин назвала подобное расширение значения слова «лексико-семантической сверхгенерализацией».
Прочие статьи:
Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...
Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке
иностранного языка
В исследованиях, посвященных изучению возрастной динамики творческого мышления, отмечается замедление, а в некоторых случаях и снижение у младших школьников развития творческого мышления в целом и отдельных его свойств. В качестве конкретных причин, отрицательно влияющих на развитие творческого мы ...
Методика ознакомления детей с новой игрушкой
Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает пр ...