Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 2

1.9. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -еньк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: доча- доченька, туча- тученька, дача- даченька , куча- кученька, задача- задаченька.

1.10. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ышк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: гнездо-гнёздышко, зерно -зёрнышко, ведро- вёдрышко, стекло-стеклышко, ребро-ребрышко.

1.11. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ушк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: изба-избушка, трава-травушка, голова-головушка, борода-бородушка, зима-зимушка.

1.12. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -юшк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: змея – змеюшка, сабля-саблюшка, баня-банюшка, гиря- гирюшка, пуля- пулюшка.

2 серия заданий.

Исследование словообразования названий животных.

Цель: Выявить способность словообразования названий животных.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у ежа? А если их несколько, то, как правильно сказать?». При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «У ежа детеныш-ежонок, а если их несколько, то –ежата.

2.1. образование существительных названий животных с помощью суффиксов: -онок (-енок).

Материал: 10 парных картинок с изображением предметов: лиса-лисенок, коза-козленок, кот-котенок, утка-утенок, ёж-ежонок, волк-волчонок, белка-бельчонок, медведь-медвежонок, лягушка-лягушонок, сова-совенок.

2. образование существительных названий животных с помощью суффиксов: -ат (-ят).

Материал: 10 парных картинок с изображением предметов: ёж-ежонок - ежата, волк-волчонок - волчата, балка-бельчонок - бельчата, медведь-медвежонок - медвежата, заяц-зайчонок – зайчата, лиса-лисенок -лисята, коза-козленок - козлята, кот-котенок - котята, утка-утенок -утята, лягушка- лягушонок - лягушата, сова- совенок- совята.

3 серия заданий

Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Цель: Выявить способность образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь.

3.1. образование существительных обозначающих вместилище чего-нибудь с помощью суффикса: -ниц.

Материал: 5 предметных картинок: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

4 серия заданий

Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Цель: Выявить способность образовывать имена существительные со значением единичности.

4.1. образование существительных со значением единичности с помощью суффикса: -инк.

Материал: 5 предметных картинок и слова: дождь-дождинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, снег-снежинка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

5 серия заданий

Образование имен существительных со значением женскости.

Цель: Выявить способность образовывать имена существительные со значением женскости.

5.1 образование существительных со значением женскости с помощью суффикса: -их.

Материал: 5 предметных картинок: слониха, ежиха, зайчиха, крольчиха, воробьиха.

5.2 образование существительных со значением женскости с помощью суффикса: -иц.

Материал: 5 предметных картинок: медведица, волчица, тигрица, львица, курица.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Вспомним сказку про трех медведей. Папа медвежонка – медведь. А как назвать его маму? (Медведица). А теперь я буду называть папу, а ты называй маму детенышей животных. Волк - …». И т.д. (слова из заданий 5.1. и 5.2. даются вперемешку).

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Проблема развития ребенка становится приоритетной начиная с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными. В традиционном подходе к этой проблеме не различалось развитие личности и развитие психики. Между тем подобно тому, как личность и пси ...

Политология как наука
Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бихе ...

Развитие творческого воображения на уроках чтения сказок
В настоящее время общепризнано, что необходимо в корне изменить существенную систему образования, которая переживает кризис, равно как и преподавание урока чтения в школе. Причин, приведших к кризису, больше, чем достаточно: это и падение интереса к чтению, стремление наполнить учебный процесс как ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru