В констатирующем эксперименте мы поставили цель – выявить уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
проанализировать специальную литературу по проблеме изучения и преодоления нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР;
подобрать две однородные по возрасту и диагнозу группы испытуемых – контрольную и экспериментальную;
провести анализ анамнестических данных испытуемых;
дать психолого-педагогическую характеристику обеих групп испытуемых;
разработать методику исследования словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
определить уровень сформированности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР;
выявить особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР.
дать методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР.
При разработе данной методики за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности.
При разработке методики были использованы в модифицированном виде методические разработки Р.И. Лалаевой. Данная Методика рассчитана на исследование процесса словообразования существительных у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность.
Предлагаемая методика состоит из десяти заданий.
1 серия заданий
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных.
Цель: Выявить способность словообразования уменьшительно-ласкательных существительных.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку, на которой изображены 2 предмета: большой и маленький, и задает вопрос: «Это большая машина, а как назвать ласково одним словам маленькую машину?» и приводится пример: большая - машина, а маленькая- машинка. При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь в виде называния первого слога искомого слова, приведения аналогичных пар слов.
1.1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: - чик.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: стакан-стаканчик, стул-стульчик, кувшин-кувшинчик, диван – диванчик, шкаф – шкафчик.
1.2. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ик.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: стол – столик, мяч – мячик, холм-холмик, шарф – шарфик, корабль – кораблик.
1.3. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -к.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: машина-машинка, конфета-конфетка, комната-комнатка, корзина-корзинка, голова-головка.
1.4. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ц.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: дерево-деревце, золото-золотце, болото-болотце, корыто-корытце, копыто-копытце.
1.5. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса:–ец (-иц).
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: хлеб - хлебец, кура-курица, лужа-лужица, кресло – креслице, масло – маслице.
1.6. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса:–очк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: миска-мисочка, ветка-веточка, палка-палочка, тумба-тумбочка, клумба-клумбочка.
1.7. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: –ечк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: чашка-чашечка, рубашка-рубашечка, букашка-букашечка, лепешка-лепешечка, пешка-пешечка.
1.8. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -оньк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: берёза-берёзонька, лиса-лисонька, киса-кисонька, липа-липонька, мама-мамонька.
Прочие статьи:
Современные лингвистические представления о системе словообразования
существительных
Словообразование - раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.
Хотя в русском языкознании описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, Ф.Ф. Фортунатова), самостоятельным объектом изучения словообразование стан ...
Обоснование немецкого метода С. Гейнике
Самуэлю Гейнике, основателю сурдопедагогики в Германии, обучение глухих людей устной речи обязано своим дальнейшим развитием и обоснованием.
Основополагающий тезис о том, что звуковая речь у глухого связана с речедвигательными ощущениями и может стать для глухого речью с самим собой, т. е. внутре ...
Ключевые проблемы финансирования общего образования
в Челябинской области
Нормативное финансирование образовательных учреждений Челябинской области осуществляется в соответствии с Законами Челябинской области:
- от 24 апреля 2008 года № 264-ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»;
- от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении с ...