В констатирующем эксперименте мы поставили цель – выявить уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
проанализировать специальную литературу по проблеме изучения и преодоления нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР;
подобрать две однородные по возрасту и диагнозу группы испытуемых – контрольную и экспериментальную;
провести анализ анамнестических данных испытуемых;
дать психолого-педагогическую характеристику обеих групп испытуемых;
разработать методику исследования словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
определить уровень сформированности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР;
выявить особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР.
дать методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР.
При разработе данной методики за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности.
При разработке методики были использованы в модифицированном виде методические разработки Р.И. Лалаевой. Данная Методика рассчитана на исследование процесса словообразования существительных у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность.
Предлагаемая методика состоит из десяти заданий.
1 серия заданий
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных.
Цель: Выявить способность словообразования уменьшительно-ласкательных существительных.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку, на которой изображены 2 предмета: большой и маленький, и задает вопрос: «Это большая машина, а как назвать ласково одним словам маленькую машину?» и приводится пример: большая - машина, а маленькая- машинка. При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь в виде называния первого слога искомого слова, приведения аналогичных пар слов.
1.1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: - чик.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: стакан-стаканчик, стул-стульчик, кувшин-кувшинчик, диван – диванчик, шкаф – шкафчик.
1.2. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ик.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: стол – столик, мяч – мячик, холм-холмик, шарф – шарфик, корабль – кораблик.
1.3. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -к.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: машина-машинка, конфета-конфетка, комната-комнатка, корзина-корзинка, голова-головка.
1.4. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ц.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: дерево-деревце, золото-золотце, болото-болотце, корыто-корытце, копыто-копытце.
1.5. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса:–ец (-иц).
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: хлеб - хлебец, кура-курица, лужа-лужица, кресло – креслице, масло – маслице.
1.6. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса:–очк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: миска-мисочка, ветка-веточка, палка-палочка, тумба-тумбочка, клумба-клумбочка.
1.7. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: –ечк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: чашка-чашечка, рубашка-рубашечка, букашка-букашечка, лепешка-лепешечка, пешка-пешечка.
1.8. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -оньк.
Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: берёза-берёзонька, лиса-лисонька, киса-кисонька, липа-липонька, мама-мамонька.
Прочие статьи:
Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. На ...
Эмоциональные особенности
развития младших школьников с ЗПР
Специалисты отмечают клиническое разнообразие ЗПР и её прогностическую неоднородность, а также указывают на нарушения в эмоциональном развитии при любом типе задержки психического развития в той или иной степени.
Младшие школьники не только в норме, но и с ЗПР отличаются большой эмоциональной неу ...
Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон
психологической готовности дошкольника к школе
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития д ...