Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 1

В констатирующем эксперименте мы поставили цель – выявить уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

проанализировать специальную литературу по проблеме изучения и преодоления нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР;

подобрать две однородные по возрасту и диагнозу группы испытуемых – контрольную и экспериментальную;

провести анализ анамнестических данных испытуемых;

дать психолого-педагогическую характеристику обеих групп испытуемых;

разработать методику исследования словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

определить уровень сформированности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР;

выявить особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР.

дать методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений словообразования существительных у дошкольников с ЗПР.

При разработе данной методики за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности.

При разработке методики были использованы в модифицированном виде методические разработки Р.И. Лалаевой. Данная Методика рассчитана на исследование процесса словообразования существительных у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность.

Предлагаемая методика состоит из десяти заданий.

1 серия заданий

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных.

Цель: Выявить способность словообразования уменьшительно-ласкательных существительных.

Процедура и инструкция: Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку, на которой изображены 2 предмета: большой и маленький, и задает вопрос: «Это большая машина, а как назвать ласково одним словам маленькую машину?» и приводится пример: большая - машина, а маленькая- машинка. При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь в виде называния первого слога искомого слова, приведения аналогичных пар слов.

1.1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: - чик.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: стакан-стаканчик, стул-стульчик, кувшин-кувшинчик, диван – диванчик, шкаф – шкафчик.

1.2. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ик.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: стол – столик, мяч – мячик, холм-холмик, шарф – шарфик, корабль – кораблик.

1.3. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -к.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: машина-машинка, конфета-конфетка, комната-комнатка, корзина-корзинка, голова-головка.

1.4. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -ц.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: дерево-деревце, золото-золотце, болото-болотце, корыто-корытце, копыто-копытце.

1.5. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса:–ец (-иц).

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: хлеб - хлебец, кура-курица, лужа-лужица, кресло – креслице, масло – маслице.

1.6. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса:–очк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: миска-мисочка, ветка-веточка, палка-палочка, тумба-тумбочка, клумба-клумбочка.

1.7. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: –ечк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: чашка-чашечка, рубашка-рубашечка, букашка-букашечка, лепешка-лепешечка, пешка-пешечка.

1.8. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффикса: -оньк.

Материал: 5 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов: берёза-берёзонька, лиса-лисонька, киса-кисонька, липа-липонька, мама-мамонька.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Текст в формировании речевых умений и языковых навыков
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллект ...

Значение сенсорной культуры для развития ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древне ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru