Понятие экономической культуры

Страница 1

Кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывает острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни. Однако, как бы это не казалось неожиданным, но регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Необходимым условием адаптации человека к рыночному типу экономических отношений является наличие комплекса знаний, умений, навыков и личностных характеристик, объединяемых понятием экономическая культура. В связи с этим возникает необходимость формирования экономической культуры у старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занять активные позиции в обществе. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы максимально эффективно подготовить выпускника школы к вступлению в реальную экономическую деятельность и экономические отношения.

Уровень культуры личности определяется ее социализованностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей. Становление экономической культуры личности означает приобщение ее к ценностям науки и к опыту позитивного, социально полезного поведения в экономической сфере. Выделение экономической культуры в общей ее структуре в рамках социологического подхода – явление достаточно позднее, однако можно отметить устойчивый интерес к этой проблеме в отечественных исследованиях последних лет. Это объясняется тем, что экономическая культура выступает важным фактором социально-экономического прогресса, так как ее непосредственная функция – повышение экономической и социальной эффективности общественного производства.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению.

Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно. Другая форма проявления культуры – потребности, нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней, но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Экономическая культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности, так как индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.

Экономическое сознание может формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического образования. Система образования является важнейшим социокультурным регулятором развития общества. Задача экономического образования – помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецепт ...

Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу в ...

Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 3 классе
После того, как мы выявили уровень умений учащихся в области владения компьютером, нами было разработано содержание работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий. Цель формирующего эксперимента: апробировать систему уроков по работе над учебным проектом, ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru