Психолого-педагогические особенности развития детей

Новая педагогика » Морально-волевая подготовка детей к школе » Психолого-педагогические особенности развития детей

Страница 1

Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его .

Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность. Во-первых, к усвоению морально- психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями .

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей.

Психолого-педагогические возрастные свойства личности – это устойчивые свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному конкретному человеку. Каждому человеку присущи физические и психические свойства (качества). Физические свойства легче наблюдать и измерять: это рост, вес, мускульная сила, объем легких и т. п. Психические свойства проявляются только косвенно — в поведении, в поступках человека, в его отношении к вещам и людям.

Психика — функция головного мозга. Человек регулирует свое поведение на основе психических образов окружающей действительности. Психический образ не является точной копией действительности: важные детали окружающей обстановки представлены в психическом образе очень четко, несущественные — размыто или вообще отсутствуют.

За качество психического образа отвечают познавательные психологические свойства личности (их называют еще психическими функциями): это восприятие, внимание, память, воображение, мышление. За качество решений, которые человек принимает на основе образа, отвечают морально-морально-волевые психологические свойства личности (качества характера). Ошибочно думать, что высокий уровень развития познавательных свойств однозначно предопределяет высокий уровень способностей человека. Для развития способностей необходимо сформировать у детей соответствующие морально-морально-волевые качества: волю, целеустремленность, упорство, решительность (морально-волевые качества); добросовестность, честность, коллективизм, доброту (моральные качества, необходимые для всякой совместной деятельности).

Распространенным заблуждением является представление о том, что психологические свойства личности формируются главным образом в школе. Наоборот, само школьное обучение, как правило, требует развития у детей определенных психических свойств, опирается на эти уже развитые свойства: мышление, внимание и память, на определенные морально-морально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность и т. п.). Основа практически всех психологических свойств личности закладывается в процессе семейного воспитания в дошкольном возрасте — в период наиболее бурного развития психики детей. Большинство этих свойств во многом развивается стихийно — по мере накопления ребенком жизненного опыта н овладения конкретными навыками общения и бытового самообслуживания. Но можно целенаправленно стимулировать развитие определенных психических свойств. Наиболее эффективный метод — целенаправленный подбор игровых упражнений. В игре у дошкольника можно развить и внимание, и логическую память (за счет запоминания ключевых слов), и логическое мышление (простейшие приемы логического вывода), и конструктивное мышление (способность к планированию своих действий во времени н пространстве), и морально-морально-волевое соподчинение мотивов (низшего мотива эгоистического удовольствия высшему мотиву верности коллективу, например).

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Методы и средства обучения
Методы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. ...

Феноменология экологической культуры в современной научной литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим ...

Психолого-педагогические проблемы современного дошкольного образования
дошкольный образование педагогический ребенок Применение развивающих методик в работе с детьми. Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru