Система работы над изложением в старших классах специальных коррекционных школ

Новая педагогика » Система работы над изложением в старших классах специальных коррекционных школ

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи является одной из актуальных проблем российской вспомогательной школы. Особую значимость приобретает реализация этой проблемы при обучении умственно отсталых детей умению связно и последовательно излагать свои мысли в устной и в письменной форме.

Как известно, письменная речь, в отличие от устной, применяется вне ситуации непосредственного общения, в отсутствии собеседника. Это обстоятельство обуславливает развернутость и последовательность изложения. Чтобы написанное было правильно понято читающим, нужно излагать мысли расчленено, полно и последовательно. При письменном изложении создаются большие возможности, чем при устном, для обдумывания и исправления высказывания.

Овладение письменной речью способствует совершенствованию мышления учащихся, формированию личности и их социально-трудовой адаптации.

Связная письменная речь учеников вспомогательной школы была предметом изучения многих дефектологов (М.Ф. Гнездилов, Е.А. Гордиенко, Л.С. Вавина, Р.К. Луцкина, В.Г. Петрова и др.). Характеризуя ее, авторы указывали ряд своеобразных черт. Они отмечали, что для письменных пересказов школьников свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок.

В результате проведенного мною констатирующего эксперимента были получены данные, которые подтверждают наличие специфических затруднений умственно отсталых школьников при написании текстов разной степени сложности. Количественный и качественный анализ собранных материалов позволяет определить уровень доступности текстов для каждого школьного возраста.

Установлено, что затруднения при написании изложений у учащихся шестых и седьмых классов возникают при наличии в тексте сложных причинно-следственных связей и отношений, а также смысловых звеньев, требующих домысливания. В связи с этим тексты, имеющие сложные причины и временные связи, и с пропущенными звеньями для учеников шестых и седьмых классов не рекомендуются.

Материалы экспериментов показали, что письменные пересказы из экспериментальных классов в специально организованных условиях были написаны полнее, правильнее и последовательнее, чем изложения учеников из контрольных классов.

Исследование позволило определить длительность, содержание и объем работы, необходимой для подготовительного периода, проводимого перед изложением, разработать и апробировать новую систему работы над изложением в старших классах вспомогательной школы.

Положения, выдвигаемые на защиту.

Учащиеся вспомогательной школы при написании изложений затрудняются в полной, правильной и последовательной передаче прослушанного.

Обучение школьников специальных коррекционных школ письменному пересказу должно начинаться с подготовительной рассредоточенной во времени работы. Необходимо подбирать доступные тексты и варьировать степень самостоятельности при написании изложений с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников.

Различные по степени трудности тексты требуют разной методической работы с учащимися одного и того же класса.


Прочие статьи:

Физическая рекреация – вид физической культуры
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация нах ...

Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействи ...

Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Природа - это среда обитания человека ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru