Принципы построения обучающего эксперимента и методика его проведения

Новая педагогика » Система работы над изложением в старших классах специальных коррекционных школ » Принципы построения обучающего эксперимента и методика его проведения

Страница 1

При проведении системы работ над изложением в старших классах специальной коррекционной школы необходимо учитывать особенности умственно отсталых школьников в овладении связной письменной речью. Материалы констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей связной письменной речи, обнаруживающихся в изложениях текстов разной степени сложности, показали, что умственно отсталые дети затрудняются в полной, правильной и последовательной передаче прочитанного текста. Было установлено, что эти затруднения обусловлены различными причинами (они раскрыты во второй главе).

В школьной практике сложилась определенная система проведения изложений, которая в основном является традиционной для массовой школы, но имеет некоторое своеобразие, обусловленное особенностями умственно отсталых учеников. Это своеобразие обнаруживается главным образом в подборе текстов по возрастающей трудности, в проведении длительной вступительной беседы, подготавливающей учащихся к восприятию содержания, в обязательном подробном предварительном пересказе содержания по вопросам и целиком. На написание изложений обычно отводится два урока вместо одного, рекомендуемого программой. На всех годах обучения работа проводится по одной схеме.

Фактически при таком использовании традиционной методики совершенно недостаточно учитываются особенности умственно отсталых учащихся.

Затрачивать целый урок на устный разбор содержания прочитанного нецелесообразно, так как тексты для изложений подбираются менее сложные, чем для обычного чтения. В то же время для тщательной подготовительной работы этого времени недостаточно. Связная письменная речь значительно сложнее устной речи. Для успешного написания изложений умственно отсталому школьнику необходимо не только понять содержание текста, но и подготовиться к грамматическому, лексическому и орфографическому высказывания.

Не всегда возникает необходимость в подробном пересказывании текста, так как это уводит учащихся от основной цели данного вида работы от ее в некотором отношении творческой направленности. Кроме того, при организации пересказывания далеко не всегда учитываются возможности хотя бы относительно самостоятельной работы умственно отсталых школьников разных лет обучения.

Для экспериментального обучения были подобраны специальные тексты. При их выборе мы принимали во внимание прежде всего возрастные возможности школьников. Для каждого класса были взяты тексты разной степени трудности. Учитывался фактор заинтересованности учащихся в выполнении работы. С этой целью тексты подбирались повествовательного характера, интересные по содержанию, с динамичным сюжетом. Все тексты имели определенную познавательную нагрузку. Немаловажное значение придавалось воспитательному характеру текстов, формирующему у школьников положительные нравственные качества.

Далее, учитывая, что обучение во вспомогательной школе имеет развивающий характер, для работы с учениками одного и того же класса подбирались тексты разной сложности. Одни тексты были относительно трудными, требовали обязательной тщательной работы над содержанием. Другие – более легкими. Они предназначались для написания изложений с большой степенью самостоятельности.

Кроме того, были выбраны тексты, которые могут быть использованы в каждом классе, но работа над ними должна варьироваться от возможностей учащихся. Таким образом, можно сказать, что в определении методики работы над изложением на всех годах обучения особое значение придавалось учету особенностей текстов.

Специфические особенности умственно отсталых учащихся в овладении связной письменной речью обуславливают выбор системы обучения написанию изложений в специальной коррекционной школе. Прежде всего, необходима длительная подготовка над развитием связной устной и письменной речи, которую следует проводить на всех уроках русского языка, в частности, при прохождении определенной грамматической темы. Написание изложений и сочинений не является самоцелью, а должно логически завершать работу по развитию речи при изучении определенной темы, такие как и диктанты, которые показывают орфографическую подготовку учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Дидактические средства обучения по курсу цветоведение
При обучении курсу «цветоведение» для наглядности используются различные средства обучения, например, плакаты с изображениями хроматических кругов, цветовых пятен, карта «Ассоциативные характеристики цвета», примеры выполнения практических заданий и другие изобразительные средства. Кроме этого, на ...

Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа
Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их ре ...

Особенности общения и барьеры общения с детьми с ЗПР
Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей. Однако с другой стороны, дефицит в общении с окружающими значительно усугубляет имеющиеся у этих де ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru