Самостоятельное изложение текстов по предложенному плану

Страница 1

В третьем варианте для учащихся были подобраны разные тексты, несложные по содержанию, соответствующие каждой возрастной группе и не требовавшие подробного анализа. При этом учащимся предоставлялась значительная самостоятельность.

Методика проведения изложения включала:

· Чтение текста учителем.

· Выяснение основного содержания текста.

· Повторное чтение.

· Написание работы по готовому плану.

Уроки были проведены после недельной подготовительной работы (синтаксической, орфографической, семантической и грамматической).

Рассмотрим письменные изложения учащихся 7 класса со стороны правильности, полноты и последовательности.

В изложениях учащихся экспериментального класса содержание текста воспроизведено успешнее, чем в работах учащихся контрольного класса (см. таблицу №7). Пропуски важных смысловых звеньев в работах учащихся контрольного класса нарушали последовательность изложения текста и приводили лишь к частичной реализации основного содержания рассказа.

Если мы обратимся к анализу синтаксических конструкций, то увидим, что количество, как простых предложений, так и сложных больше в работах учащихся экспериментального класса (см. таблицу №9). В предложениях встречались разнообразные ошибки: на согласование слов, нарушение порядка слов, их пропуск. В изложениях иногда вместо простых предложений встречались сложные.

В словарном составе изложений также заметны расхождения в использовании прилагательных, наречий, местоимений в пользу учащихся экспериментального класса.

Таким образом, под влиянием экспериментального обучения письменные пересказы учащихся стали намного полнее, точнее и последовательнее. Уменьшилось в изложении количество неадекватных привнесений, пропусков смысловых единиц, лишних повторений слов и выражений, случаев неправильного размещения материала. Благодаря специальному обучению дети стали улавливать большее число характерных для слова значений. Положительные эмоции, сопровождающие удачное использование слова, способствовали быстрому закреплению его в речи ребенка.

Таблица 7 - Полнота, правильность и последовательность изложений текста. Общее количество смысловых единиц (в %)

класс-сы

Воспроиз-веденных

Пропу-щенных

Передающих смысл правильно

Искажающих смысл

Не имеющих привнесе-ний

Имеющих привнесения

Воспроизведенных

Основных

Второстеп.

Основных

Второстеп.

Основных

Второстеп.

Основных

Второстеп.

Адекват-ные

Неадек-ватные

Последо-вательно

Частично последо-вательно

Непоследо-вательно

6 экс

98

100

2

0

100

100

0

0

100

0

0

90

10

0

6 конт

95

100

5

0

100

100

0

0

99

1

0

75

60

5

7 экс

93

90

7

10

100

100

0

0

99

1

0

85

20

0

7 конт

88

75

12

25

98

99

2

1

97

2

1

60

50

10

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Особенности восприятии литературного произведения младшими школьниками
Мир маленького ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя 6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, у ...

Виды ориентировки на слово
С.Н. Карпова отмечает: «в основе сдвигов ориентировки ребенка на предметный мир и на речевую действительность лежит расширение и усложнение круга общения ребенка со взрослым по поводу новых видов деятельности, и прежде всего ведущей - совместной со взрослыми деятельности по усвоению предметов как ...

Функции речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные п ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru