В третьем варианте для учащихся были подобраны разные тексты, несложные по содержанию, соответствующие каждой возрастной группе и не требовавшие подробного анализа. При этом учащимся предоставлялась значительная самостоятельность.
Методика проведения изложения включала:
· Чтение текста учителем.
· Выяснение основного содержания текста.
· Повторное чтение.
· Написание работы по готовому плану.
Уроки были проведены после недельной подготовительной работы (синтаксической, орфографической, семантической и грамматической).
Рассмотрим письменные изложения учащихся 7 класса со стороны правильности, полноты и последовательности.
В изложениях учащихся экспериментального класса содержание текста воспроизведено успешнее, чем в работах учащихся контрольного класса (см. таблицу №7). Пропуски важных смысловых звеньев в работах учащихся контрольного класса нарушали последовательность изложения текста и приводили лишь к частичной реализации основного содержания рассказа.
Если мы обратимся к анализу синтаксических конструкций, то увидим, что количество, как простых предложений, так и сложных больше в работах учащихся экспериментального класса (см. таблицу №9). В предложениях встречались разнообразные ошибки: на согласование слов, нарушение порядка слов, их пропуск. В изложениях иногда вместо простых предложений встречались сложные.
В словарном составе изложений также заметны расхождения в использовании прилагательных, наречий, местоимений в пользу учащихся экспериментального класса.
Таким образом, под влиянием экспериментального обучения письменные пересказы учащихся стали намного полнее, точнее и последовательнее. Уменьшилось в изложении количество неадекватных привнесений, пропусков смысловых единиц, лишних повторений слов и выражений, случаев неправильного размещения материала. Благодаря специальному обучению дети стали улавливать большее число характерных для слова значений. Положительные эмоции, сопровождающие удачное использование слова, способствовали быстрому закреплению его в речи ребенка.
Таблица 7 - Полнота, правильность и последовательность изложений текста. Общее количество смысловых единиц (в %)
|  
 класс-сы  |   
 Воспроиз-веденных  |   
 Пропу-щенных  |   
 Передающих смысл правильно  |   
 Искажающих смысл  |   
 Не имеющих привнесе-ний  |   
 Имеющих привнесения  |   
 Воспроизведенных  |  |||||||
|  
 Основных  |   
 Второстеп.  |   
 Основных  |   
 Второстеп.  |   
 Основных  |   
 Второстеп.  |   
 Основных  |   
 Второстеп.  |   
 Адекват-ные  |   
 Неадек-ватные  |   
 Последо-вательно  |   
 Частично последо-вательно  |   
 Непоследо-вательно  |  ||
|  
 6 экс  |   
 98  |   
 100  |   
 2  |   
 0  |   
 100  |   
 100  |   
 0  |   
 0  |   
 100  |   
 0  |   
 0  |   
 90  |   
 10  |   
 0  |  
|  
 6 конт  |   
 95  |   
 100  |   
 5  |   
 0  |   
 100  |   
 100  |   
 0  |   
 0  |   
 99  |   
 1  |   
 0  |   
 75  |   
 60  |   
 5  |  
|  
 7 экс  |   
 93  |   
 90  |   
 7  |   
 10  |   
 100  |   
 100  |   
 0  |   
 0  |   
 99  |   
 1  |   
 0  |   
 85  |   
 20  |   
 0  |  
|  
 7 конт  |   
 88  |   
 75  |   
 12  |   
 25  |   
 98  |   
 99  |   
 2  |   
 1  |   
 97  |   
 2  |   
 1  |   
 60  |   
 50  |   
 10  |  
			Прочие статьи:
Психолого-педагогические аспекты организации учебного
сотрудничества
	 
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничес ...
	
Компетенция как результат обучения
	 
В настоящее время эффективность работы учащихся зависит от того, насколько успешно они владеют идеями модернизации современного школьного образования и будут ли они внедрять эти идеи в практику преподавания иностранного языка. 
Учитель должен понимать, что модернизировать нужно научно-технический  ...
	
История возникновения понятия "наглядность". Сущность понятия
	 
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" ...