Методика по преподаванию раздела "Программирование в среде Scratch" учащимся начальной школы

Новая педагогика » Методика по преподаванию раздела "Программирование в среде Scratch" учащимся начальной школы

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств детей. Практически все концепции реформирования общеобразовательной школы основываются на широком внедрении компьютерных технологий в учебный процесс. В этой связи большинство специалистов сходятся на необходимости реализации в начальной школе пропедевтического курса информатики, начала ее изучения с младшего школьного или дошкольного возраста.

Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на пропедевтическом уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. Марголис, Н.В. Матвеева, А.Т. Паунтова, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, Н.И. Суворова, М.С. Цветкова, Е.Н. Челак, А.В. Хуторской и др. Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы.

Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике в начальной школе, вопросы, связанные с влиянием пропедевтического курса информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. В этом случаи владение хотя бы начальными навыками компьютерного моделирования и программирования значительно повышает эффективность использования компьютера. Овладение такими навыками, по мнению шведского общественный деятеля и педагога А. Кея, должно произойти как можно раньше, чтобы направлять и поддерживать процесс мышления. Возникает проблема выбора языка, наиболее подходящего для раннего вхождения в программирование. Основными требованиями к языку программирования будут:

- простота изучения и, возможность его изучения в начальной школе;

- возможность использовать язык не только для составления «игрушечных» программ, но и для решения сложных задач моделирования с использованием динамической графики;

- объективная ориентированность.

В настоящее время предлагаются многочисленные варианты для образовательных программ, разрабатываются программно-методические комплексы. Тем не менее, единства в понимании предмета, целей и места информатики как учебной дисциплины в школьном образовании не существует за исключением старших классов.

Среди множества языков и сред программирования названным критериям отвечает Scratch, разработанный в Массачусетском технологическом институте (США). Эта среда обладает всеми перечисленными и многими интересными свойствами.

В данной курсовой работе, обращается внимание, на то что, Scratch разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию и позиционировался авторами как альтернатива культуре PhotoShop. К настоящему времени накоплен немалый опыт в методике преподавания Scratch в начальной школе. Scratch может использоваться в различных формах: в школах, музеях, центрах дополнительного обучения, дома. Он создавался для учеников 8 – 16 лет, но и дети более раннего возраста могут работать над Scratch проектами вместе с родителями или старшими братьями или сестрами.

Объект исследования – процесс обучения информатике в начальной школе и дошкольных учреждениях.

Предмет исследования – методика изучения языка программирования Scratch для младших школьников.

Цель курсовой работы – разработка методики преподавания раздела «Программирование в среде Scratch» для младших школьников.

Для достижения цели работы определен ряд задач:

Определение особенностей обучения младших школьников программированию;

Анализ существующих методик обучения младших школьников программированию;

Разработка методики преподавания раздела «Программирование в среде Scratch»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ школьных программ основ информатики, учебных и учебно-методических пособий по информатике для начальной школы; изучение и анализ педагогического опыта, инновационных технологий; беседы с учителями начальных классов и учащимися; наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью учащихся на уроках информатики в начальных классах


Прочие статьи:

Использование инструментального средства Maple
Maple представляет собой комплексную компьютерную систему с расширенными возможностями в области математики. Она включает в себя программные средства для интерактивной алгебры, математического анализа, дискретной математики, графики, численных расчетов, и многих других областей математики. Она такж ...

Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число): сложность представляется ...

Интегральная характеристика психологии ребёнка младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, пр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru