Понятие лексикона и его организация

Страница 1

Существуют различные подходы к определению лексикона. Динамика подходов к определению лексикона индивида в значительной мере соотносится с общими тенденциями развития психолингвистики и других наук о человеке.

В психолингвистических работах 60-60-х годов ХХ века на развитие представлений о лексиконе основное влияние оказывали, с одной стороны, популярные в то время лингвистические концепции, а с другой – формировавшиеся под воздействием идей Ч. Осгуда и Дж. Риза стремление обнаружить внутреннюю (категориальную) структуру лексикона и выявить особенности ее становления у детей. Публикуются результаты экспериментальных исследований, в которых внимание акцентируется на том, что слова являются средством организации опыта, чтобы сделать его доступным для осмысления.

Исследователи такого рода в значительной мере подготовили то, что позже стало квалифицироваться как когнитивный подход к проблеме ментального лексикона.

1) Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших механизмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезентации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от воспринимаемых единиц – перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от инпянций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон – это, скорее, процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков.

Понятие признаков является важнейшим и для других связанных с лексиконом механизмов: оператора (процесса кратковременной памяти), буфера (механизма временного удержания информации) и памяти (механизма долговременного хранения семантической информации).

2) Определение лексикона как словаря значимых элементов языка, входящего в базовый компонент грамматически, или как компонента грамматически включающего всю фонологическую, морфологическую информацию, т.е. все, что говорящие знают об отдельных словах и морфемах, оказалось очень устойчивым и фигурирует во многих публикациях.

Необходимость пересмотра трактовки соотношения между грамматикой и лексиконом оказалось осознанной исследователями в разных областях науки.

Лингвисты обнаружили, что полноценный анализ и синтаксиса, и семантики требует наличия некоторой модели лексикона; антропологи не могут описывать ту или иную культуру без рассмотрения словаря, используемого носителями этой культуры; исследующие становление и использование языка психологи пришли к выводу, что организация лексикона составляет важнейшую часть рассматриваемого объекта.

Лингвистам, которые долгое время занимались синтаксисом и трактовали лексикон как «удобное место» для хранения исключений без синтаксических правил, пришлось в конце концов признать ведущую роль лексикона и подчиненную роль синтаксиса. Это обусловило разработку новых теоретических подходов к языку, акцентирующих внимание на лексиконе.

При широком использовании термина «лексикон» понимают как словарный состав языка. Психолингвисты связали это понятие с человеком. Поэтому принято следующее определение лексикона личности. «Лексикон – это набор единиц, представленных в индивидуальной языковой системе человека» .

Лексикон отражает системность знаний человека об окружающем его мире и о свойственных ему закономерностях и связях. Поскольку информационный доступ осуществляется через слово, то в основе организации единиц лексикона должны лежать и чисто языковые параметры, которые обеспечивают организацию и постоянную реорганизацию лексикона по мере накопления и переработки опыта.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Обсуждение полученных результатов
Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников – 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников – 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников – 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балльн ...

Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в классах общеобразовательной школы
Организация учебного сотрудничества на традиционных занятиях При организации учебного сотрудничества на традиционных занятиях, мы рассмотрим некоторые этапы подготовки и проведения урока: 1 Этап. Выбрать тему, цель и задачи урока. Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельности шк ...

Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников
В соответствии с предлагаемой нами программой практическая реализация (разработка игровых ситуаций, творческих заданий, подбор методик исследования) во многом зависит от самого педагога, его способностей, знания им особенностей своих воспитанников, а также от так называемых "местных условий&qu ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru