Игры и упражнения, направленные на формирование словообразования существительных у старших дошкольников с ЗПР

Новая педагогика » Особенности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Игры и упражнения, направленные на формирование словообразования существительных у старших дошкольников с ЗПР

Страница 1

Игры и упражнения, направленные на формирование словообразование существительных, были подобраны согласно выше изложенным направлениям, с использованием рекомендаций Вершининой О.М., Лалаевой Р.И.

Игра «Черный ящик».

Цель: развитие мыслительных операций.

Детям показывают «черный ящик» или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д. - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять существенные признаки предметов.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Логопед имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

3. Игра «Хлоп-хлоп».

Цель: развитие устойчивости и переключения внимания

Детям называют различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, игра повторяется с начала.

4. Игра «Птица - не птица».

Цель: на развитие внимание и уточнение знаний о птицах. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?»

5. Игра ««Кто это?»

Цель: уточнение знаний о названиях профессий.

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

6. упражнение

Цель: исследование мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста.

Детям называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл. «Любишь кататься -люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнешь. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Как аукнется, так и откликнется. Один в поле не воин. Волков бояться в лес не ходить».

Упражнения на образование уменьшительно-ласкательных существительных.

7. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

8. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Учебник истории в работе учителя истории
Беседы с учителями, собственный педагогический опыт, особенно трудности начального этапа работы в средней школе показывают, что в среде учителей существует определённая недооценка возможностей использования учебника как при подготовке к уроку, так и на самом уроке истории, что позволило бы избежать ...

Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у старших дошкольников
Воспитанность начал патриотизма у старших дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объёмом знаний о Родине, формирование у них эмоцион ...

Признаки, цели и фукции современного урока изобразительного искусства
Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает обще дидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искус ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru