Игры и упражнения, направленные на формирование словообразования существительных у старших дошкольников с ЗПР

Новая педагогика » Особенности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Игры и упражнения, направленные на формирование словообразования существительных у старших дошкольников с ЗПР

Страница 2

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница) Смотрите http://www.roof-safe.ru костыль кровельный т образный купить.

Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

9. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее…

Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

«Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок). Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?».

10. Игра «Назвать животных парами».

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (Белка)

- А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка - бельчонок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок).

Логопед показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова - теленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок, собака - щенок, свинья - поросенок)

11. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинки «Лиса и лисята».

Сначала дети вспоминают название одного детеныши.

Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок - это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

- А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

12. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»

На доске картинка по сказке «Три медведя».

- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному. Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк -волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок.)

13. Упражнение «Изменить слово по аналогии».

бусы - бусинка, дождь - .

пыль - . снег- .

дождь - . песок - .

изюм -

14.Упражнение «Назвать профессии (по картинкам)».

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Современный аспект изучения заикания
На протяжении многовековой истории изучения и устранения заикания специалисты высказывают самые различные точки зрения по вопросу сущности этого нарушения речи, его этиопатогенетической основы, методов и приемов коррекции. В 60-х – начале 80-х годах XX века наиболее известны исследования Р. Е. Леви ...

Последующее развитие устного метода и превращение его в планомерную систему
В опубликованных работах Гейнике содержится весьма мало сведений о методических и дидактических приемах работы по формированию словесной речи. В них имеются лишь отрывочные ссылки на практическую работу и нет завершенной картины описания его метода. От детально разработанного учебного процесса сохр ...

Достоинства и недостатки групповой работы на уроке
Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой. Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них наи ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru