Групповая работа на уроке как часть дифференцированного подхода

Страница 1

Групповая работа на уроке является частью целого раздела организации учебной деятельности - дифференцированного подхода в обучении, форма организации учебной деятельности школьников с учетом их возрастных интересов, склонностей и проявляющихся способностей.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности, успеваемость, интерес и способности к предмету, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой, конкретные цели и задачи обучения, форму включения учащихся в общую деятельность и отношения, приемы и методы обучения.

Реализации дифференцированного подхода способствует организация групповых игр, конкурсов, соревнований, создание временных творческих свободных групп, делегирование какой-либо группе права представлять коллектив за его пределами, создание специальных учебных ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, которых плохо знают в коллективе. Необходимое условие дифференцированного подхода – это изучение межличностных отношений, которые во многом определяют как характер проявлений каждого ученика, так и особенности групп. Дифференцированный подход, облегчая работу педагога, делает более реальным индивидуальный и личностный подходы в обучении.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, когда один обучает многих, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

классно-урочную организацию

лекционно-семинарскую систему

формы дифференциации учебного процесса

дидактические игры

Белл - ланкастерскую систему

бригадно-лабораторный метод

метод проектов

метод Трампа

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как формальные, так и внутриклассные групповые. И.Б. Лервин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

фронтальная одновременная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

работа в статичных парах;

групповая работа на принципах дифференциации;

межгрупповая работа, когда каждая группа имеет свое задание в общей цели;

фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Эта форма работы лучше, чем фронтальная обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

В целом, говоря о групповой работе, нужно выделить следующие классификационные параметры технологии:

По уровню применения: все уровни;

По философской основе: приспосабливающаяся;

По основному фактору развития: социогенная;

По концепции усвоения: приспосабливающаяся;

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся;

По характеру содержания: проникающая;

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп;

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая;

По подходу к ребенку: сотрудничество;

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Нормативно-правовые основы управления системой общего образования
образование управление финансирование фонд Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Как известно, основной из них - это специальный закон в сфере образования: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 « ...

Обоснование немецкого метода С. Гейнике
Самуэлю Гейнике, основателю сурдопедагогики в Германии, обучение глухих людей устной речи обязано своим дальнейшим развитием и обоснованием. Основополагающий тезис о том, что звуковая речь у глухого связана с речедвигательными ощущениями и может стать для глухого речью с самим собой, т. е. внутре ...

Презентация, как средство обучения
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательным ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru