Мышление и речь

Страница 5

Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта . Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Знания, факты, то есть различного рода информация,— это материал и мышления и речи.

Отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. С одной стороны, мышление шире речи, оно опирается не только на язык.

Психологи выделяют, кроме логического, отвлеченного, понятийного (речевого) мышления, также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Чаще всего последние дна вида мышления обходятся без речи; все названные виды мышления обычно совмещаются, то есть процесс логического мышления включает в себя, например, элементы образного мышления.

Теоретическую основу развития речи составляют лингвистические дисциплины, предметом изучения которых является речь.

«В лингвистике существуют две сферы исследований: в одной изучается языковая система, в другой — речь. Лингвистика речи имеет своим объектом все те типизированные явления, которые не оторвались от участников коммуникации и обстановки общения, то есть от прагматической стороны речи».

Прагматическую сторону речи составляют компоненты речевой ситуации, все те внеязыковые факторы и обстоятельства, без которых речевой акт не может состояться: «говорящий субъект и адресат…обстановка речевого общения и тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение».

В психолингвистике и методике понятие «речевая ситуация» получило достаточно широкое распространение и определяется как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие».

В этом понятии обычно различают две стороны — описываемую ситуацию и ситуацию общения. Первая — это фрагмент действительности, который изображается художником слова, или информация о котором составляет предмет речи; вторая включает себя условия и задачи общения: характеристику участников коммуникации, обстановку общения и коммуникативное задание — цель общения.

Лингвистика речи изучает типизированные речевые явления, зависящие или от описываемой ситуации, или от ситуации общения, или от той и другой сразу.

Связь всех лингвистических дисциплин, изучающих речь, с речевой ситуацией, с условиями протекания речевого акта дает основание говорить о них как о речеведческих дисциплинах, а понятия, рассматриваемые в них, объединить термином — «речеведческие понятия».

Таким образом, остановившись на психологическом аспекте нашего исследования, мы выделили, что речевая деятельность, как процесс говорения, и развитие речи взаимосвязаны: структура речевой деятельности соотносится с системой работы над связным высказыванием.

В связи с этим наряду с традиционными методами усвоения родной речи в настоящее время используется коммуникативный подход, заключающийся в моделировании речевого высказывания, создании речевой ситуации.

Развитие речи и развитие мышления также взаимосвязаны: психологической основой речи служит мысль, успешное развитие речи возможно на основе развитой системы понятий, в свою очередь овладение языком создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления.

Поэтому методика развития речи основывается на психологии и учитывает психологические особенности при разработке различных методов обучения.

Речь. Виды речи. Функции речи

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Характеристика учебной деятельности младших школьников. Учебные достижения
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями . Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое с ...

Состав лексикона у разных детей
На основе наблюдений и дневниковых записей нами была проанализирована речь трех детей: Ани С., Сони и Алины М. от 1 года 2 мес. до 1 года 10 мес. Речь детей и результаты представлены в таблицах. Таблица 2 Изучение активного словаря Ани С. Возраст ребенка Детское слово Слово нормативно ...

Традиции и события семейного значения
Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании идейно-нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры советского человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях семейного общенародного значения и организации досуга как в с ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru