Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.
Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).
Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.
Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:
младенческий возраст — до 1 года — гуление, лепет;
ранний возраст — от 1 года до 3 лет — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;
дошкольный возраст — от 3 до 6 лет — появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;
младший школьный возраст — от 6 до 10 лет — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;
средний школьный возраст — от 10 до 15 лет — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;
старший школьный возраст — от 15 до 17 лет — совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.
В лингвистической литературе мы находим следующие определения речи, ср.: С.И.Ожегов дает несколько значений понятия «речь»: это способность говорить (владеть речью, отчетливая речь); разновидность, стиль языка (стихотворная речь, разговорная речь); звучащий язык (русская речь, речь музыкальна); публичное выступление (выступить с речью).
В лингвистическом энциклопедическом словаре под речью понимается конкретное говорение, протекающее во времени и облаченное в звуковую или письменную форму.
Руководство развитием речи не может не учитывать особенностей речи, ее видов.
Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы.
Речь в первую очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь — это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим.
Внутренняя речь — это не произнесенная и не написанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе.
В зависимости от формы обмена информацией – с помощью звуков или с помощью письменных знаков выделяют устную и письменную речь.
Устная речь — звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи — ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации.
У говорящего легче устанавливается контакт с аудиторией (или с собеседником), так как он видит ее реакцию и может вовремя перестроиться. Следовательно, устная речь, по сравнению с письменной, обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. В этом ее достоинства.
Недостатки устной речи определяются ее неподготовленностью. Как правило, говорящий устно не имеет времени для обдумывания композиции, плана своего высказывания, для отбора слов. Здесь нужна высокая готовность речи, значительный объем оперативной памяти и развитая способность упреждающего синтеза.
Прочие статьи:
Мировая политика и международные отношения
Мировая политика и международные отношения как объект изучения. Субъекты международных отношений. Основные концепции международных отношений. Принципы современных международных отношений. Цели, формы и средства внешнеполитической деятельности. Участие в международных отношениях субъектов федератив ...
Семья, как специфическая среда для воспитания патриотических чувств
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый ...
Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...