Особенности обучения детей дошкольного возраста

Страница 2

Разные сферы жизнедеятельности членов семьи воспроизводятся каждым новым поколением и регламентируют создание новых отношений: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Из поколения в поколение, традиции, приспосабливаясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Однако, неизменным остается их назначение в человеческом обществе. Они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Хотя и могут даже заменять друг друга.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.

Особенность семейного воспитания – это включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Негативными факторами семейного воспитания являются:

- неадекватное воздействие факторов материального порядка.

- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.

- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество.

- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье.

- отсутствие нормального психологического климата в семье.

- фанатизм в любых его проявлениях.

- безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Психолог Ж. Пиаже так объяснял причины несамостоятельности ребенка в мышлении и поведении: в европейской системе воспитания и обучения в основе лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми - функция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в положение безоговорочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе как о несамостоятельном существе.

На соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.

И. Кант высказал мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Познавательные функции искусства, дают возможность расширять умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. С раннего возраста ребенок должен впитывать в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. Произведения устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, открывают всю прелесть родного языка.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Программа совершенствования социально – культурной деятельности школьных образовательных учреждениях средствами игровых методик
Существует ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду при использовании программы. Сотрудник, реализующий программу. Наиболее удачной и перспективной кандидатурой на роль человека, способного воплотить в жизнь данную программу, является классный руководитель. Он дожжен соответствовать ряд ...

Особенности взаимодействия – сотрудничества «Учитель-Ученик»
педагогический взаимодействие образовательный урок В реальном педагогическом процессе взаимодействуют не учитель и ученик, а живые люди, которых образование свело друг с другом. В обучении, которое рассматривается как обращение к духовному опыту Другого и своему собственному, учатся оба: и учител ...

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru