Разные сферы жизнедеятельности членов семьи воспроизводятся каждым новым поколением и регламентируют создание новых отношений: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Из поколения в поколение, традиции, приспосабливаясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Однако, неизменным остается их назначение в человеческом обществе. Они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны и дополняют друг друга. Хотя и могут даже заменять друг друга.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
Особенность семейного воспитания – это включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.
Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.
Негативными факторами семейного воспитания являются:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка.
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество.
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье.
- отсутствие нормального психологического климата в семье.
- фанатизм в любых его проявлениях.
- безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.
Психолог Ж. Пиаже так объяснял причины несамостоятельности ребенка в мышлении и поведении: в европейской системе воспитания и обучения в основе лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми - функция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в положение безоговорочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе как о несамостоятельном существе.
На соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.
И. Кант высказал мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Познавательные функции искусства, дают возможность расширять умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.
Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. С раннего возраста ребенок должен впитывать в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. Произведения устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, открывают всю прелесть родного языка.
Прочие статьи:
Организация работы в группах продлённого дня
Приём детей:
1. Проверить посещаемость (беседа с учителями).
2. Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.
3. Узнать об особенностях домашнего задания.
4. Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения).
5. В случае необходимости посещать уроки у учителей.
П. В начале работы: ...
Возможности развития творческого мышления младших в современных УМК
Итак, мы выяснили, что среди современных задач обучения на первый план выступает формирование активного самостоятельного творческого мышления учащихся.
Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовя ...
Понятие экономической культуры
Кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывает острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни. Однако, как бы это не казалось неожиданным, но регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государствен ...