Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Разливают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. Обе формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются. Сенсорная и моторная речь осуществляется разными отделами мозга.
М.М. Кольцова пишет: «Понимание чужой речи начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание: этот процесс основан на том, что в коре головного мозга вырабатываются нервные связи, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. В слове звуки следуют один за другим в определенном порядке, и это приводит к установлению связей между ними. Иначе говоря, вырабатывается система связей. Благодаря этому и получается не просто несколько разрозненных звуков, а целое слово. Далее эти звукосочетания связываются со многими ощущениями, получаемыми от предмета, который обозначается этим словом. Например, в слове «мама» прежде всего вырабатываются связи между звуками «м-а-м-а», а затем слово «мама» ассоциируется в мозгу ребенка со зрительными, осязательными и другими ощущениями от матери, и вот теперь малыш начинает понимать слово «мама». [Кольцова 1998: 20].
Понимание речи возможно только тогда, когда у ребенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимыми звукосочетаниями и другими ощущениями.
Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике, расположенная в верхней височной извилине.
За моторную речь отвечает зона Брока, находящаяся у правшей - в левом полушарии мозга, а у левшей - в правом полушарии в области второй и третей лобных извилин. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается последовательность, т.е. составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикулярного аппарата.
Произнесение звуков речи (артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Все эти движения согласованы между собой, т.е. производятся в определенной последовательности, иначе звук не получится.
Для правильного протекания речевого акта необходимо очень тонкое согласование работы речевых зон. Из зоны Вернике, где хранится звуковой образ слова «мама», программа того, что нужно сказать, передается в зону Брока. Здесь формируется двигательная программа произнесения слова, а отсюда уже поступают импульсы в область двигательных проекций артикуляторных органов.
В младшем дошкольном возрасте артикуляторные органы развиты слабо, что приводит к детской омофонии. Под этим понимается «совпадение в одной звуковой оболочке двух или более слов». Например, в речи Полины Майоровой присутствовали следующие омофоны: де - девочка, дерево; ми - мыло, мышка, мишка; папа - папа, памперс; га-га - о гусях и о собаке.
Развитие речи ребенка в раннем дошкольном возрасте непосредственно связано с развитием мышления, когда ребенок начинает действовать с предметами и орудиями, он сопровождает действия вербальными и невербальными средствами.
Речь ребенка часто сопровождается невербальными средствами, прежде всего, жестами.
Прочие статьи:
Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Специально подобранная мелодия снимает гнев и досаду, улучшает настроение. При помощи музыки облегчается установление контакта ...
Роль дифференцированного обучения
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к само ...
Комплекс требований к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обученияобучения
Конец XX века характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации.
В этой связи появляются новые требования к системе и качеству образования. ...