Понятие «взаимодействие»

Страница 2

Взаимодействие охватывает, как и в психологии, прямые (непосредственное общение между человеческими индивидами) и опосредованные отношения между объектами и системами. Взаимодействие, «открывая» свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его «помещенность» в ситуацию, его причастность взаимодействию, а стало быть, и его собственные свойства. Человеку постоянно приходится переходить от отдельных взаимодействий к их сцеплениям и цепочкам, а, следовательно, и менять познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными взаимодействиями видеть взаимодействия опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в систему взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны.

И, наконец, в педагогических словарях термин «взаимодействие» обозначает, как и в других науках, процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Но в педагогике взаимодействие также определяется как личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (в психологии – межличностное взаимодействие).

Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически – ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры. В процессе взаимодействия педагогов и учащихся можно не только обменяться информацией, но и спланировать общую деятельность и организовать ее. В этом проявляется субъективный характер взаимоотношений, разграничение функций субъекта – воспитателя и объекта – воспитуемого. В любом взаимодействии педагогов и учащихся, как правило, одна сторона бывает активнее другой точки зрения «обмена» информацией, целей и способов деятельности. В учебно-воспитательном коллективе взаимодействие происходит в зависимости от статуса членов коллектива, их обязанностей, задач.

В структуре взаимодействия обычно выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий – волевой. В педагогике, как и в психологии, выделяется и межличностное взаимодействие. Оно может быть проявлением как осознанных, так и недостаточно осознанных субъективных намерений, установок, эмоций. Различают два вида межличностного взаимодействия – сотрудничество, когда успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных, и соперничество, когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или помогает осуществлению целей других участников совместной деятельности.

Таким образом, понятие «взаимодействие» трактуется по-разному. Общим является то, что это: 1) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; 2) взаимодействие делится на групповое и межличностное; 3) выделяется три основных вида взаимодействия: сотрудничество, конкуренция и конфликт. В философии наиболее общая трактовка, взаимодействие может быть не только непосредственно между людьми, но и на подсознательном уровне. В педагогике взаимодействие рассматривается как процесс общения учителя (педагога) и учеников (воспитанников). В психологии же под взаимодействием понимается любой контакт людей, и не только в учебном процессе.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Культура поведения и профессиональная этика
Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных. Выше мы уже не раз говорили о культуре человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению ...

Влияние игры на социальное развитие ребёнка
Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы. Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они с ...

Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Я с огромным интересом прочла книгу "Как на самом деле любить детей". Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл. В ней рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь к де ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru