Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Специально подобранная мелодия снимает гнев и досаду, улучшает настроение. При помощи музыки облегчается установление контакта с человеком. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.
Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Он способствует формированию двигательных навыков, ритмических способностей.
На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В.М. Бехтерев. Дети задогло до развития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни. С возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоты тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие – плачем. Позднее на ребенка начинает влиять тембр или музыкальная окраска, т.к. в это время он различает тон речи.
В.М.Бехтерев писал, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно и нравственное развитие человеческой личности.
Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.
О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций, проявляющийся в импрессивной и экспрессивной сферах. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности партнеров общения, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов. Указанные особенности могут существенно ограничивать коммуникативные возможности этих детей. Прослеживается непосредственная зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния и речевого общения заикающихся.
Итак, нарушение коммуникативных отношений способствует наращиванию эмоциональной напряжённости, которая ведет к усилению речевых судорог и нарушениям просодической стороны речи, тем самым проявляется в различных видах расстройств эмоционального поведения: перегрузке эмоционального напряжения, приводящей к конфликтным ситуациям; обострением отрицательных взаимосвязей с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, сдвиг темпо-ритмических соотношений в процессах возбуждения и торможения у заикающихся детей приводит к нарушению плавности речи, что ведёт к дискоординации всего речевого акта и обострению эмоционального напряжения. Замкнутый патологический круг требует разрыва патологических связей. Именно искусство может служить той «молнией», которая, сжигая отрицательные эмоции, может способствовать освобождению эмоционального напряжения и постройке нового «здания» коммуникаций заикающихся дошкольников. Согласно теоретическим исследованиям эмоций, проводившимися П.В. Симоновым, С.Х. Рапопортом, А.Н. Леонтьевым эмоции - энергизируют и организуют восприятие, мышление и деятельность, что обусловлено их когнетивно-оценочной функцией.
Это обстоятельство позволяет рассматривать музыку как важное средство коррекционного воздействия на заикающегося ребенка, поскольку она является мощным фактором активизации эмоции.
Практика использования музыки при коррекции речевых расстройств опирается, в частности, на предположение о сходстве механизмов восприятия музыкальных и речевых сигналов.
В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции.
Основой функциональной музыки и ее терапевтического воздействия послужили экспериментальные данные о том, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей ритм работы мозга можно изменять. Следовательно с помощью изменяющихся ритмов возможно активизировать или успокаивать не только работу мозга, но, в частности, изменять настроение.
Прочие статьи:
Описание методик экспериментального исследования
Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я., Семаго М.М., структурированная нами в 2 блока:
Описание методики:
Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тел ...
Влияние игрушки на
развитие ребенка
Ведущими же атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой ...
Роль предметной развивающей среды в формировании детей раннего дошкольного
возраста
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассм ...